— Этот трехголовый пёс охраняет врата между миром живых и миром тех, кто... любит в табаке присутствие большого количества Ориенталов.

Цитата месяца: Torchez

Курительные трубки Sandblast – что это?

Гениальные идеи буквально витают в воздухе

Бенджамин Тилгмен (Benjamin Chew Tilghman) 26.10.1821–4.07.1901. Фото: WikipediaБенджамин Тилгмен (Benjamin Chew Tilghman) 26.10.1821–4.07.1901. Фото: WikipediaИдею пескоструйной обработки поверхностей подсказала людям сама природа — под действием эрозии гладкие поверхности скал и камней принимают причудливые формы, а сама поверхность может до неузнаваемости измениться, становясь довольно гладкой и чистой. Понятно, что идея ожидать ветров необходимой силы и разбрасывать песок на потоки воздуха, надеясь, что результат такой работы сомнительной эффективности будет хоть сколько-нибудь предсказуем, не прельщала ровным счетом никого. И в 1870 году Бенджамин Тилгмен попытался механизировать этот процесс, создав механизм, при помощи которого можно было очищать от краски и снимать слой коррозии с металлических поверхностей. То есть фактически приспособление Бенджамина способно было слегка освежить изделия из довольно узкого круга материалов перед их вторичным использованием. В 1904 году Томас Пэнгборн усовершенствовал механизм Тилгмена, введя в конструкцию компрессор, и стал использовать в качестве абразива песок с различными размерами частиц. По сути, этот момент и можно считать рождением аппарата для пескоструйной обработки, применение которого в наши дни поистине безгранично.

Что такое Sandblast? И как это попало на курительные трубки?

Изначально применение пескоструйной обработки ограничивалось лишь промышленными работами. Помимо удаления коррозии и полировки металлических поверхностей, обработки их перед покраской и удаления уже нанесенного слоя краски, пескоструйкой очищались днища лодок и судов. Фасады зданий, расположенных возле дорог, со временем теряли привлекательность своего внешнего вида, и на них оседала дорожная пыль и гарь. Такие фасады освежали также пескоструйной обработкой, которая позволяла снять верхний слой с поверхности.

Сейчас же широкое применение такая обработка нашла в области декорирования: это и гравировка на стекле, на хрустале и металле, создание трехмерных изображений в стекле, выявление текстуры материала, и многое другое. А наряду с такой тонкой работой пескоструйка по-прежнему используется для таких масштабных работ, как чистка и обновление фасадов зданий.

Фото из справочника технологий «Lexikon der gesamten Technik» Отто Люгера, 1904 годФото из справочника технологий «Lexikon der gesamten Technik» Отто Люгера, 1904 год

Термин «пескоструйная обработка», по сути, собой раскрывает всю технологию обработки — струя мелких частиц абразива под давлением буквально выбивает на поверхности материала его частицы, снимая верхний слой или выявляя текстуру. Когда-то действительно в обработке использовался песок, но впоследствии от него пришлось отказаться, так как попадание мелких частиц песка и продуктов их работы в дыхательные пути приводило к тяжелым респираторным заболеваниям. К середине ХХ столетия в качестве замены песка и для улучшения эффективности пескоструек было перепробовано множество материалов. Это были и частички кварца, и крошка окиси алюминия, стальная и медная крошки, и даже измельченные скорлупки грецких и кокосовых орехов. Сейчас число используемых абразивов достаточно велико и все они обладают собственными характеристиками, опираясь на которые и осуществляется подбор необходимого материала для работы. В современном мире процесс пескоструйной обработки полностью управляем, а использование современных методов защиты и вентиляции делают его безопасным для здоровья, однако риск возникновения респираторных заболеваний еще существует, и процесс требует соблюдения определенного ряда требований к технике безопасности.

Но как же пескоструйная обработка оказалась на поверхности курительных трубок?

Человек, который смотрел в небо

Alfred DunhillAlfred DunhillРождению бластовых трубок мы обязаны Альфреду Данхиллу. Этот джентльмен был поистине удивительным изобретателем и гениальным маркетологом. Он всегда смотрел в ту сторону, в которую не смотрел больше никто, и находил новые идеи и материалы там, где их не видел никто, кроме него. С таким подходом к делу вряд ли можно обойтись без неудач, но кто о них сейчас помнит? И кто знает, может некоторые из его поразительных успехов были следствием того, что изначально казалось провалом? Так, например, еще в то время, когда Альфред держал магазин кожаных изделий для повозок и экипажей, он изобрел «ветрозащищенную» трубку, у которой передний край чаши был выше заднего. По замыслу изобретателя это должно было защитить курильщика от разлета искр и пепла из трубки во время курения на сильном ветру или в открытом экипаже. У Данхилла не было аэродинамической трубы, чтоб проверить свое изобретение в реальном действии, а ведь на самом деле эффект достигался практически противоположный. Но разве сейчас кто-то вспоминает об этом? Сейчас такие трубки — это особый стиль, особый шарм. Мало кто задумывается о реальной пользе такой конструкции, но вот уже спустя век все помнят, что первым, кто сделал такую трубку, был Альфред Данхилл.

Фото: http://www.pfeifenkonsulat.at/  |  Dunhill Shell Bruyere with WindshieldФото: http://www.pfeifenkonsulat.at/ | Dunhill Shell Bruyere with WindshieldНо если идея из предыдущего примера лежала на поверхности, то как же могла родиться идея применения пескоструйной обработки на курительных трубках? Каким образом должна работать мысль, чтоб применить к такому малому и хрупкому предмету, как курительная трубка, такой неповоротливый и непредсказуемый механизм, каким был в то время аппарат для пескоструйной обработки? Одна из легенд гласит, что кто-то оставил курительную трубку на нагревательном бойлере и между плотными и мягкими волокнами бриара выявился рельеф. Вряд ли он был выраженным, но, по-видимому, Альфреду этого было достаточно для начала экспериментов. Однако не стоит исключать, что эта легенда тоже может оказаться частью маркетинговой стратегии.

Сейчас уже неизвестно, сколько могли продолжаться эти эксперименты, и сколько стаммелей было загублено нагреванием или иными методами обработки. Но в один прекрасный момент Альфреду Данхиллу удалось извлечь на поверхность прекрасный рельеф волокон бриара при помощи промышленной установки для пескоструйной обработки. Так в 1917 году Альфред Данхилл выпустил на рынок первые бластовые трубки.

Shell

ShellВыпуск этих трубок произвел такой фурор, что в первое время их продажи существенно превосходили продажи гладких трубок при том, что стоимость трубок в таком финише превышала стоимость гладких. Конечно же, необходимость закупки нового оборудования для обработки бриара не позволяла снизить цену на бластовые трубки, но более всего не позволял это сделать тот невероятный спрос, который возник во время выпуска первых трубок Dunhill Shell. Только лишь к началу 30-х годов относительная стоимость трубок нормализовалась.

Работы в этой области тогда велись фактически вслепую даже на коммерческих экземплярах. Данхилл с самого начала маркировал формы своих трубок, но начальные трубки Shell такой маркировки не имели. В первых каталогах они обозначались просто как «Example #». Причиной тому было то, что после пескоструйной обработки форма трубки могла измениться до неузнаваемости. И только спустя несколько лет, когда процесс удалось обуздать и сделать его управляемым, трубки Shell получили штамп с маркером формы.

В период с 1917 по 1920 годы Альфред Данхилл заказывал готовые трубки во Франции, и не всегда у него была возможность узнать доподлинно регион происхождения бриара. После того, как в 1920 году Альфред открыл собственное производство в Лондоне, для производства стал использоваться алжирский бриар. Его преимуществом было то, что он был мягче, а после пескоструйной обработки поверхность являлась более выражена и выглядела значительно привлекательней.

Фото: Грегори Пиз | Dunhill Shell Bruyere 1937,  трубка из коллекции Грегори Пиза (G. L. Pease)Фото: Грегори Пиз | Dunhill Shell Bruyere 1937, трубка из коллекции Грегори Пиза (G. L. Pease)Уже в начале 20-х годов курительные трубки Dunhill были популярны во всем мире. Так быстро завоевать рынок мог только гений-маркетолог Альфред Данхилл. Например, во время Первой Мировой Войны фабрика Dunhill передавала на фронт огромное количество своих трубок. Но и здесь Альфред заставил работать ситуацию на себя: трубки эти предназначались только офицерским чинам Британских вооруженных сил, а в то время, заметим, все офицерские чины были представителями аристократии. Dunhill не получали прибыли с этих трубок, но война рано или поздно должна была закончиться, а расположение этих людей, безусловно имеющих деньги, должно остаться. В этой войне принимали участие армии многих стран, и британские офицеры не без удовольствия демонстрировали свои трубки Dunhill офицерам армий союзников, делая имя Dunhill все популярнее. И если другим игрокам необходимо было подстраиваться под существующий рынок, Альфред Данхилл этот рынок формировал. Все знали, что Dunhill — это хорошо и престижно и если он выпускает под своим именем бластовые трубки, значит, это тоже хорошо и престижно.

Фото: http://www.pfeifenkonsulat.at/  |  Dunhill Shell BruyereФото: http://www.pfeifenkonsulat.at/ | Dunhill Shell BruyereСчитается, что применение пескоструйной обработки продиктовано наличием сендпитов или иных дефектов в бриаре и призвано скрывать их. Но это справедливо лишь отчасти и только для современного производства трубок. Рисунок бриара стал цениться сравнительно недавно, а до 30-х годов двадцатого столетия размещению трубки в блоке не придавалось практически никакого значения. Трубки имели смешанный грейн, нередко вырезались из эбашенов, а окраска и финишная обработка, которая использовалась в то время, способна была спрятать под собой практически любой сендпит и любой огрех. Тем не менее, с введением пескоструйной обработки в работу пошло больше блоков и Данхилл-бизнесмен не мог игнорировать этот факт. Использование пескоструйной технологии позволило существенно сократить отбраковку блоков бриара, и такие трубки продавались с маркировкой Dunhill Shell.

Трудно достоверно сказать, почему именно название «Shell» было выбрано для названия серии трубок, но порой на старых трубках Dunhill встречается настолько завораживающий и детальный рисунок, удивительно напоминающий морскую раковину, что кажется, будто сама природа подсказала Альфреду это название. Однако лишь сравнительно недавно процесс пескоструйной обработки стал действительно управляемым, и современные мастера могут относительно небольшими усилиями достичь истинных шедевров при создании бластовых трубок. В те же времена процесс был непредсказуем. Стаммели помещались в контейнеры, в которых буквально болтались на протяжении нескольких часов, попадая периодически под струю абразива из зафиксированного сопла. И от этого еще удивительнее становится тот факт, каким образом им удавалось достигать того вида, который имели трубки Shell тех времен.

Shells and StarsСо времен 1917 года, когда Dunhill первыми применили пескоструйную обработку бриара, и технология, и ее применение проделали огромный путь. Сегодня не редкость, когда применение пескоструйной обработки позволяет мастерам продемонстрировать собственный стиль и почерк в изготовлении трубок и выделить свои трубки от работ других мастеров. В начале века результат применения пескоструйной обработки был непредсказуем, но элемент случайности, присущий тем технологиям, канул в лету, и сегодня мастера, точно управляя подачей абразива, могут реализовать самые смелые свои идеи. Используя пескоструйную обработку, мастера выявляют и подчеркивают структуру бриара, зачастую выгодно заставляя работать бласт на форму трубки. Подчеркнутые кольца, кросс-грейнбласт, паутина или комбинация этих форм бласта, порой, выглядят просто завораживающе.

Как и большинство других аспектов создания хорошей курительной трубки, обработка ее абразивом под давлением куда как сложней, чем может показаться на первый взгляд, и она начинается задолго до того, как первая песчинка коснется помещенный в контейнер для обработки стаммель. И тут можно привести множество факторов, которые могут влиять на финальный результат обработки стаммеля трубки пескоструйкой. Одни из них объективные, другие — не очень. Некоторые, например, полагают, что на глубину и мягкость бласта влияет также и метод выдержки бриара — как он был высушен, проварен ли он был в масле и прочее. Но самый важный фактор — это мастерство и опыт человека, который производит пескоструйную обработку. А то, каким будет рисунок после обработки, определяется тогда, когда мастер располагает будущую трубку в бриаровом блоке.

Рисунки бласта на бриаре

Трубка работы Алексея Харламова, фото мастера.Трубка работы Алексея Харламова, фото мастера.Для достижения в рисунке бласта восходящих колец необходимо размещение трубки в блоке так, чтоб волокна бриара расходились от центра пятки чаши вверх, как это реализуют мастера в straight-grain гладких трубках. В случаях, когда крайне важно не навредить форме трубки пескоструйной обработкой, создается «эффект литой бронзы» и такой подход требует легкой и аккуратной обработки. Иногда глубокий «скалистый» бласт может великолепно подчеркнуть какой-либо гладкий элемент трубки, как это часто встречается на трубках Джима Кука.

Различные вариации кольцевых бластов достигаются применением различных абразивов, подающихся под различными давлением и углами к трубке, и могут быть как мягкими, проявившимися лишь слегка, так и глубокими и даже агрессивными. Иногда кольца бласта похожи на каскад фонтанов или на стекающий расплавленный воск как, например, на трубках работы Брюса Вивера. Конечно же, чем ярче и узнаваемей подчерк мастеров, тем тщательней они хранят секреты технологий, которыми достигают подобных результатов. Безусловно, форма финального бласта зависит от того, как трубка размещена в блоке бриара и от свойств самого бриара, а вот насколько эффектно будет выглядеть бласт — зависит от мастера.

Фото: Роберт Альтман (http://www.smokingpipes.com/)  |  Трубка PS StudioФото: Роберт Альтман (http://www.smokingpipes.com/) | Трубка PS StudioВ наши дни сформировалось собственное направление пескоструйной обработки — так называемый авторский бласт. Для него трубка готовится с самого начала и мастера оставляют на ней достаточно материала, чтоб в дальнейшем при работе с пескоструйным аппаратом создать глубокий рисунок бласта, не рискуя при этом получить излишне тонких стенок чаши. Пескоструйная обработка может снять до 4 мм материала с поверхности бриара и тут полученная в результате работы глубокая фактура вкупе с авторским замыслом и есть показатель мастерства. Работа эта трудоемкая и отнимает достаточно много времени. Так, например, российский мастер Алексей Харламов рассказывал, что на пескоструйную обработку одной только трубки у него может уходить до восьми часов работы. В различных интернет-изданиях пишут о том, что Джим Кук на свой бласт тратит иногда до 40 часов.

Дело мастера боится

Фото: Алексей Шеховцов (http://pipeshop.ru/)  |  Трубка Гречухин Semi-Sandblast Freehand AppleФото: Алексей Шеховцов (http://pipeshop.ru/) | Трубка Гречухин Semi-Sandblast Freehand AppleБезусловно, бластовый финиш трубок на сегодняшний день – то поприще, на котором наилучших результатов сумели достичь резчики из США. Возможно, это следствие того, что коллекционеры курительных трубок из Америки видят свой особый шарм в бластовых трубках и охотно приобретают их, не считая этот финиш результатом сокрытия дефектов бриара. Так или иначе, на территории США сформировался благоприятный рынок для торговли бластовыми трубками и современные качество и разнообразие обработки, предлагаемое американскими мастерами, демонстрируют их немалое превосходство в этой области.

Стиль бласта некоторых мастеров стал настолько узнаваем, что их трубки легко узнаются даже неискушенными курильщиками и ценителями трубок. Трубки таких общепризнанных мастеров с мировыми именами, как Джим Кук, Ли Вон Эрк, Пол Бонакьюсти, Ларри Руш, Тревер Талберт, Джонн Эллс, Брайан Рутерберг, Брюс Вивер, ценятся курильщиками и коллекционерами трубок куда выше, чем большинство представителей класса гладких трубок. А Джим Кук вполне заслуженно считается лучшим в мире в области применения пескоструйной обработки на курительных трубках.

Фото: Алексей Шеховцов (http://pipeshop.ru/)  |   Гречухин Sandblast Quarter Bent AppleФото: Алексей Шеховцов (http://pipeshop.ru/) | Гречухин Sandblast Quarter Bent AppleНесмотря на то, что российская и украинская школы труборезанья еще очень молоды, применение пескоструйной обработки нашими мастерами в своих работах уже давно перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Глубокий, в меру агрессивный авторский бласт в своих работах часто демонстрирует Алексей Харламов. Мягкая лаконичная паутина присуща работам Сергея Айларова. Красивый детализированный бласт с привлекательными кольцами часто встречается на трубках работы Константина Шекиты. Прекрасное «бронзовое литье» демонстрирую нам мастера «PS Studio». А очень умелое и уверенное обращение с бластом в сочетании с гладкими частями курительной трубки, встречающееся во многих работах Владимира Гречухина, выдают собой богатый опыт мастера.

Практическое применение

Фото: Сергей Айларов (http://www.ailarov.com)  |  Трубка Сергея Айларова AppleФото: Сергей Айларов (http://www.ailarov.com) | Трубка Сергея Айларова AppleСуществует немало практических причин, по которым бластовые трубки пользуются популярностью. К ним можно отнести то, что такие трубки проще в обиходе — на них менее заметны легкие вмятины и царапины, и то, что такие трубки обладают большей площадью поверхности и лучше отводят температуру во время курения трубки.

Немаловажным аспектом привлекательности является и стоимость таких трубок. Чаще всего они дешевле своих гладких братьев и сестер, нередко обладая при этом неплохим, а иногда даже лучшим рисунком, нежели гладкие трубки. Но, конечно же, все это дело личных предпочтений. К тому же сегодня пескоструйная обработка трубок — это нередко искусство и формула «бласт равняется ниже цена» уже, к сожалению, далеко не всегда справедлива.



Copyright Smokers' Magazine. All rights Reserved.