Интервью с Валерием Шевченко
Мое виртуальное знакомство с Валерием, пусть и в одностороннем порядке, состоялось в 2005 году, когда я стал членом сообщества трубокуров. Он сразу привлек мое внимание своей неординарностью, открытостью и отзывчивостью. Он общителен, но при этом крайне немногословен. Я долго и честно старался подготовиться к этому интервью и не смотря на то, что Валерий давно уже стал «старослужащим» трубокурского сообщества и является, в общем-то, человеком публичным, информации о нем практически нет. Сегодня мы постараемся это исправить.
От первого лица:
Окончил ХАИ им. Н.Е. Можайского в 1988 г., факультет Систем Управления Летательными Аппаратами (СУЛА), кафедра Систем Автоматического Управления (САУ). Если попроще — это бортовые компьютеры, вычислители и все, что связано с управлением полетом. Учиться было интересно, хоть и нелегко. Очень повезло с коллективом — ребята в общаге и на потоке подобрались неординарные, разнообразные, интересные и дружные. Студенческие годы до сих пор вспоминаю с удовольствием. Как учебу, так и отдых — стройотряды, турпоходы, картошку, агитбригады, футбол возле общаги...
Так вышло, что после окончания института я взял свободное распределение и вернулся в Краматорск. Там были жена, дочь, родители. Устроился на работу на местный машиностроительный гигант — Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) в отдел САПР инженером-программистом. Здесь тоже повезло с коллективом и направлением деятельности. Вначале занимался автоматизацией труда конструкторов на больших ЭВМ, затем появились первые персональные компьютеры, начал осваивать и внедрять системы автоматизированного проектирования Dragon, AutoCAD.
Потом — перестройка, развал СССР, независимость и связанные с этим бытовые прелести...
После трех лет на заводе работал на местной швейной фабрике, занимался автоматизацией раскроя ткани. Потом — несколько частных предприятий. В 1995 г. пригласили на работу в открывшийся филиал «ПриватБанка». С тех пор там и работаю. Банк сейчас стал крупнейшим банком Украины, а я дорос до руководителя департамента информационных технологий.
Семья — жена, дочь, а теперь еще зять и внучка. Жена — учитель начальных классов, стаж 25 лет. Дочь — инструктор физвоспитания-реабилитолог, работала до декрета в детском саду инструктором лечебной физкультуры. Зять — строитель-ремонтник-электрик-сантехник (в общем, на все руки мастер). Родители — пенсионеры. Брат занимается розничной торговлей.
Курить трубку начал в начале 2004 г. До этого курил сигареты, на трубку перешел, потому что почувствовал, что сигареты стали влиять на здоровье, решил сократить потребление никотина и заодно попробовать что-то новое. Первая трубка — конечно же, плодовая GG. Следующие были уже бриаровые. Пристрастия в табаке? Перепробовал много чего, хоть выбор в наших палестинах совсем невелик (начинал, кстати, с остатков мюрреевского Dunhill), сейчас, пожалуй, это Вирджиниевые флейки с Периком и без.
Потихоньку втянуло в сообщество pipeclub.info, AIPC, магазин «У Георга», новые трубки, табаки, первые заказы в интернете... Потом захотелось попробовать самому сделать трубку, спасибо отцу и деду — инструмент в руках с детства умел держать. Первая трубка из хобби-блока, купленного в «Pipe&Tea» у Марка, сделанная практически на коленке, первое одобрение соратников по хобби. Затем — знакомство с Сергеем Сакиркиным (Ter), который в принципе и двинул меня дальше. Он нашел на eBay лот из нескольких десятков неоконченных стаммелей и предложил выкупить пополам. С этого все и началось. К моему удивлению, у моих работ появились первые поклонники, критики и заказчики, что позволило заняться новым хобби всерьез.
— Здравствуйте, Валерий!
Я честно пытался хоть сколько-нибудь подготовиться к этому интервью, но мои попытки узнать о Вас хоть что-либо, кроме того, что Вы позволяете о себе узнать сами, ни к чему не привели. То, с чем я сталкивался, только подтверждало общий Ваш портрет, сложившийся в моем представлении о Вас из чтения различных интернет-дискуссий, в которых Вы принимали участие. А именно: вы человек, пусть и немногословный, но общительный и отзывчивый. И очень спокойный. В то же время Ваш ник-нейм (Yabuhebi), если я правильно его истолковал, говорит о том, что Вы не против хотя бы иногда поискать приключений, провоцируя судьбу. Так кто же он и какой — Валерий Шевченко?
— Здравствуйте!
Начну, пожалуй, с ника. На самом деле, Ваша трактовка несколько неточна, он с японского скорее означает «не надо шевелить тростник, в котором может прятаться змея» или в американском варианте «не будите спящую собаку». Выбор ника объясняется просто: по году рождения я — Змея. Ну и сама идиома мне близка — человек я спокойный, не воинственный, склонный к созерцанию, но если меня разозлить — может получиться буря. :)
— Говоря об отзывчивости в общении, я имел в виду совсем не слова, а вполне реальные дела. Например, клуб любителей трубки «Донбасс» обязан рождением своей эмблемы именно Вашему труду и упорству. Тогда Вы вступили в обсуждение со словами: «если б я умел рисовать...», что в контексте разговора звучало как «очень хочу помочь», а совсем не как «мне бы палочку волшебную, я б тут вам всем...». Но в итоге именно Вы приняли всю ответственность за создание этого знака на себя и, что самое главное, довели дело до конца. А ведь путь был очень тернистым, и различных вариантов было сделано немало. И я так понимаю, что Донбасский клуб не единственный, кому Вы помогли в создании эмблемы. Какую часть творчество занимает в Вашей повседневной жизни – личной, профессиональной? Есть ли какие-либо способы реализации, которые находит это чувство, из тех, что неизвестны или малоизвестны широкой публике?
— Да, это были интересные времена. Просто вышло так, что на форумах в то время не оказалось дизайнеров, а народ начал активно строить какие-то новые клубы, сообщества... Естественно, им были нужны логотипы, эмблемы и т.п. Вот я и вспомнил свои занятия компьютерной графикой и попробовал себя в логотворчестве, как говорят «for fun». Началось с Донецка, потом — Хайфа, Баку, Ижевск, много всякого связанного с AIPC (оформление форума, символика, этикетки, дипломы, грамоты, клейма), сайт магазина «У Георга», несколько заказов от коллег по хобби, из последнего — эмблема Украинской ассоциации трубочных клубов. Да, в обсуждениях бывало нелегко, но интересно. Признаться, я даже задумывался, не сменить ли род деятельности. Если бы я чувствовал в себе творческое начало, наверное, это произошло бы :)
— Коснувшись творчества, не могу не коснуться темы курительных трубок. Трубки Вашей работы пользуются большой и стабильно растущей популярностью. Тем не менее, Вы остаетесь «хоббистом». Я понимаю, что причин этому может быть много, в том числе и очень личных, но мне кажется, что достаточно большое влияние на это оказывает то, что творческая составляющая процесса может уменьшиться, если процесс будет поставлен «на поток». Насколько я далек от истины?
— Причина на самом деле одна – отсутствие возможности полностью посвятить себя хобби. Жизнь есть жизнь. Насчет творческой составляющей... Я все-таки, наверное, больше ремесленник, а не художник.
— Вы закончили Национальный авиакосмический институт. Признаюсь, одно только название производит на меня сильный эффект. Воображение рисует монументальные сооружения, требующие при создании высокой точности. Полученная Вами специальность находит отражение в создании трубок? Или же изготовление трубок пришло не как помощь имеющимся навыкам и знаниям, а в противовес им, чтобы, что называется, отвлечься от повседневности?
— Дело в том, что по своей дипломной специальности я почти не работал, хотя отпечаток на мои упражнения с трубоделием она, наверное, наложила. Инженерное образование все-таки вызывает инженерный подход и к изготовлению трубок. Именно это я имею в виду, когда говорю о ремесле. Художественная составляющая для меня как-то размыта, на первом месте собственно сам процесс изготовления, приемы и технологии. С опытом, наверное, это изменится, но пока — так. То есть, я, прежде всего, стараюсь сделать качественный инструмент для курения. Если при этом он удовлетворяет чьи-то эстетические пристрастия, это, безусловно, радует.
А насчет основной работы... Да, трубки помогают отвлечься. Всегда полезно переключиться с умственного труда на физический, оставить груз ответственности, проблемы где-то за порогом мастерской и погрузиться в совершенно другую реальность.
— Как и где Вы приобретали необходимый для создания трубок опыт?
— В основном — из интернета: специализированных форумов, видео, общаясь с мастерами в он-лайне, лично, если удается встретиться. Я очень благодарен всем, кто делился со мной секретами мастерства. Это — Алексей Флоров, Виктор Яштылов, Михаил Ревягин, Сергей Айларов, Борис Старков, Роман Ковалев.
— Вы – отец и не так уж давно стали дедушкой. Есть ли в Вашей семье какие-либо традиции, которые Вы приняли от родителей, передали детям и видите, что они будут переданы внукам? Будь то культурные обычаи или традиции воспитания. И вообще, какой он — глава семьи Валерий Шевченко?
— Да, традиции есть всякие. Например – родительская суббота. Дети живут отдельно, но в субботу приезжают к нам на семейный обед. Я люблю их побаловать какими-нибудь вкусностями собственного приготовления. Да, мне нравится готовить, это, кстати, и своеобразный способ отдохнуть.
А по воспитанию у нас жена главная. :) Но традиции есть, и, наверное, они продолжатся. Дело в том, что с тех пор, как дочь начала понимать речь, мы с ней общались, как с взрослым человеком. Не было никаких «нельзя и точка», мы всегда старались с ней говорить и объяснять причины, почему это нельзя или зачем это делать. Без поправок на возраст. Сейчас я вижу, что она так же ведет себя с внучкой.
— Семья, работа, хобби — все они, несмотря на наверняка уже давно сформировавшиеся приоритеты, спорят за Ваше время, Ваше внимание. Даже самые приятные моменты и хлопоты требуют сил и моральных, и душевных, и физических. Как Вы отдыхаете и в чем черпаете силы и вдохновение?
— Да, времени не хватает катастрофически, и чем дальше – тем больше. Силы и вдохновение черпаю, конечно, во внучке, она прелестна. Дети это, несомненно, замечательно, но внуки — нечто совершенно другое по ощущениям в силу возраста, опыта, знаний.
— Вернувшись к трубке, хочу спросить: нашли ли Вы тот самый, остающийся для многих призрачным, «свой» табак? Какой он?
— Пожалуй, пока нет. И это здорово – сколько еще предстоит открытий...
— Ждут ли трубокуров в ближайшем будущем какие-либо интересные проекты от Вас или же с Вашим участием?
— Да, проекты будут обязательно. Подробности я не могу обнародовать, но, думаю, будет интересно.
— Спасибо большое, Валерий, за интервью. Пожелаете ли что-нибудь напоследок нашему молодому журналу и его читателям?
Да, конечно. Хочу пожелать вашему замечательному проекту дальнейшего развития, новых интересных материалов и, наверное, рекламодателей, без которых тяжело в наше время. С удовольствием читаю ваш журнал, нравится стиль, оформление, наполнение. Хорошо, что на фоне всеобщей антитабачной истерии появляются такие издания, которые занимаются популяризацией трубокурения. Так держать! И спасибо за приглашение. :)
А читателям, конечно же, — вкусного дыма!