Трубочный мастер Юрий Аксенов
А не переклеить ли нам обои?..
Юрий Аксенов – один из уникальнейших по темпам развития и чувству формы современных мастеров Украины. Начав работать с бриаром в первой декаде 2000-х, Юрий первое время экспериментировал с хобби-блоками. Но эти рамки довольно быстро оказались тесными. Конечно же, не сразу трубки стали «ложиться в цель», но потенциал Юрия не просто был виден тогда, а буквально бросался в глаза. Упорство, с которым мастер работал, с каждой новой трубкой позволяло демонстрировать просто невероятный прогресс, и довольно быстро из «хоббиста» Юрий Аксенов стал известным в очень широких кругах трубочным мастером. Его работы сегодня являются украшениями многих замечательных коллекций, при этом трубки не просто исполняют роль экспонатов, а курятся и радуют счастливых обладателей.
Я искренне надеюсь на то, что возникшие проблемы со здоровьем у Юрия навсегда останутся позади, и уже ничто не сможет помешать мастеру работать, стремительными темпами продолжая движение вперед.
Июнь, 2013 года
— Добрый день, Юрий!
Давайте попробуем пойти издалека: какие были предпосылки тому, что Вы станете ремесленником? Был ли какой-то опыт в «смежных областях» задолго до того, как Вы начали примерять его к изготовлению курительных трубок?
— Здравствуйте!
То есть, в какой момент я обнаружил, что у меня руки растут оттуда, откуда нужно? Скажу честно – все началось с риторического вопроса жены: «А не переклеить ли нам обои?..» Ремонт затянулся почти на год. Перепланировка кухни, санузла, прокладка новой электропроводки, водных магистралей, новые стены, подвесные потолки, гипсокартон, кирпич, раствор, плитка на стены и пол, линолеум, новые двери, окна… Конечно, нанимал и специалистов, но большую часть работы делал сам. Жена удивлялась, мол, откуда ты знаешь, как все это нужно делать?! Где-то читал, что-то видел, до остального сам, так сказать, допёр. Да, еще сам делал встроенные шкафы и шкафчики для обуви – это мне дало ощущение кайфа работы с деревом. Осилил ремонт, в общем. С тех пор поверил в себя. И еще свой ВАЗ 21099 (1996 года выпуска) я знал, как свои пять пальцев. Скучать он мне не давал и всегда подкидывал пищу для ума и тренировку для рук.
К тому же, я больше лет десяти занимался водным туризмом (правда, было это давно, до развала Союза). Но при тотальном дефиците практически все снаряжение (катамараны, каяки, байдарки, палатки, одежду) кроили, шили, клепали в турклубе своими руками.
— Очень часто первый шаг в начале большого пути считают самым трудным. Когда и, главное, как Вы сделали свой первый шаг, вырезав свою первую трубку? Было ли это сделано из простого любопытства или же уже тогда Вы усматривали в этом некий профессиональный интерес?
— Начал я с ремонта улетевшей с высоты пятого этажа бентовой трубки «Golden Gate». На тот момент было у меня аж четыре трубки и все «G. G.». Вот одна из них и «спланировала». Я не поленился, собрал осколки. Разбилась достаточно аккуратно, поэтому решил склеить на штифтах. Получилось. Курю ее до сих пор. А толчком к изготовлению трубки «с нуля» послужило то, что работал я тогда в «Приватбанке» вместе с Валерием Шевченко (Hebi). Он первый у нас закурил трубку, и я закурил. Он начал делать трубки из «ибеевских» блоков и меня «заразил». Так и пошло с тех пор.
— Работая над своими первыми трубками, Вы были сильно стеснены в выборе технических средств реализации. При этом, работая буквально с парой подручных инструментов, Вы демонстрировали поразительное чутье формы. Откуда оно? И способствовала ли его развитию ограниченность в выборе инструментария?
— «Стеснен» – не то слово. Кроме напильников, надфилей и наждачной бумаги у меня ничего не было. Нет, вру. Были еще ножовка и электродрель. Должен сказать, что наличие или отсутствие всяких хитрых приспособлений никак на чувство формы не влияет. Без приспособлений можно сделать все то же самое, только времени уйдет гораздо больше, вот и все. Про то, откуда взялось это чувство формы, ничего сказать не могу. Наверное, это просто врожденное. Дело в том, что я, сколько себя помню, всегда рисовал. И после армии 10 лет работал художником-оформителем, хотя специального образования у меня нет, о чем сильно жалею. Форму чувствую просто на ощущениях – «красиво/не красиво». Субъективно, конечно, но полагаюсь просто на свой глаз, когда веду линии будущей трубки сначала на бумаге, а потом и в бриаре.
— Говоря о формах, можете ли Вы назвать имена тех людей, кто оказал наибольшее влияние на Ваше понимание форм курительных трубок? Кого Вы могли бы назвать своими учителями, наставниками?
— Логическое продолжение предыдущего вопроса. Чувство формы трубки… Совсем не сразу я стал понимать, какой должна быть красивая трубка. Базовые сведения я почерпнул на всем известных русскоговорящим трубокурам форумах: «маме» и AIPC. Я больше года взахлеб читал эти форумы, прежде чем набрался смелости, зарегистрировался и задал свой первый вопрос… Плюс постоянное общение с Валерой Шевченко, у которого с чувством формы полный порядок. А на форумах есть немало очень интересных, знающих людей. А вот, например, реплики Константина Куксо: «попа провисла» и «голова плохо посажена» вводили в ступор – это ж еще нужно было понять, что он имеет в виду… Разумеется, без интернет-ресурсов ничего этого не было бы. Я часами разглядывал фото трубок Элтанга, Формера, Хишена, Токутоми, Гото, Иварссона, Бангов, Хоновича. Причем, просто поставив мне задачу скопировать трубку Хишена, заказчик чаще всего получал «по мотивам», так как тупое копирование мне не интересно, хочется обязательно что-то изменить – там добавить, тут убавить. Скорее всего, это нереализованное художественное начало «а я так вижу» до сих пор бродит и ищет выход.
— Нередко, когда хобби становится работой, к нему пропадает интерес. Ваши работы говорят о том, что интерес у Вас к работе только возрастает. Чем его подпитываете? Что движет Вами, когда заканчиваете одну трубку и приступаете к следующей?
— Да, мне совершенно не наскучила работа с трубками. Более того, из-за ограничений со здоровьем (не могу долго сидеть) сильно расстраиваюсь, что не могу отдавать любимому делу все свое время. Подпитка – это расширение географии заказчиков и общение с ними. Бывает так забавно… Честно: я думаю, что мастера, которые работают только на дилера, в этом плане много теряют. С одной стороны, несомненный плюс этого – гарантированный сбыт. Сделал мешок трубок, запаковал, отправил, получил деньги. Но пообщаться с хитрющим индонезийцем, который, чтобы скинуть с твоей цены 10 баксов, будет вокруг тебя неделю хороводы водить, а ты меняешь наживку, то «с дна», то «в полводы»… Клюет… Подсекаешь! Это весело… Или с южноафриканцем из Претории, который, оказывается, не знает, что такое Western Union…
— Вы всегда были увлеченным трубокуром. Как давно Вы курите трубку и как Вы пришли к этому?
— Кажется, я уже ответил коротко на этот вопрос. Работая в Приватбанке с Валерой Шевченко, увидел как-то на перекуре его с трубкой. Приглядывался какое-то время, принюхивался к ароматам. Было это году в 2007-м примерно. Валера дал мне попробовать покурить какой-то табак и сувенирный бент из груши. Пыхтел я нещадно, дыма было много, язык пекло неимоверно, к тому же к концу курения раздалось звокое «щелк»! Треснула груша по дну на переходе в чубук. Вот тогда и купил свою первую кукурузную трубку в одном из киевских интернет-магазинов. Потом, несколько «G. G.», «Stanwell», что-то еще. А все остальное уже сделал своими руками. Сейчас у меня штук сорок трубок, этого достаточно для ротации. Кстати, первый день с трубкой стал последним с сигаретой. Сигареты курил класса с пятого, наверное. Покурив трубочный табак, с сигаретами как отрезало, даже стоять рядом с курящим сигарету человеком сейчас неприятно.
— Курите ли Вы трубку сегодня и каковы Ваши предпочтения в выборе трубочного табака?
— Курю, конечно. Меньше чем раньше, но трубочку, а то и две, за день выкуриваю. Любимые табаки: Rattray’s «Hal O`The Wynd», «Marlin Flake» и «Luxury BullsEye» от Peter Stokkebye. Иногда тянет на что то с Латакией, типа Gawith & Hoggarth «Bob’s Chocolate Flake».
— Мне кажется, достичь такой точности в выражениях форм, достичь мастерства их развития, выраженного в разнообразии форм, которых достигли Вы, нельзя, существуя только лишь в рамках трубочной сферы. Чем живет Юрий Аксенов за пределами трубочной и околотрубочной орбиты? В чем еще находите свой интерес?
— К сожалению, болезнь сильно ограничила и сузила мое жизненное пространство. Я ведь сейчас практически не выхожу из дома. Поэтому, кроме трубок, это книги и кино.
— Вы, как личность, динамика Вашего развития, как трубочного мастера (Вы уже спустя два-три года после начала карьеры представляли свои трубки на пайп-шоу в Чикаго), можете послужить отличным примером для начинающих мастеров. Да, в общем-то, не только для мастеров, но и для всех нас. Есть ли что-то, что Вам хотелось бы сказать или пожелать тем, кто только начинает свой путь трубочного мастера?
— Нет, не тяну я на роль наставника, пожалуй. Не чувствую за собой права что-то навязывать. Когда ко мне в «личку» обращается с вопросом начинающий труборез – с удовольствием делюсь всем, что знаю сам. Секретов, в общем, немного. Главное, чтобы у человека чувство формы было, остальное приложится. Но давать советы «для всех»… Нет, не могу.
— Спасибо большое за интервью, Юрий! От себя хочу пожелать Вам здоровья и неиссякаемого интереса к трубочному ремеслу. Уверен, что читатели присоединяться к этим пожеланиям.
— Спасибо Вам за интерес к моей персоне. Это действительно очень неожиданно и оттого вдвойне приятно.
Post Scriptum:
Юрия Аксенова не стало 2 января 2014 года.
Курительные трубки Юрия Аксенова
Фотографии некоторых из трубок Юрия, опубликованные на его странице в Facebook: