Трубочный мастер Валерий Рыженко
Валерий Рыженко родился в 1964 году в Киеве и фактически с самого момента рождения был окружен тем, что не могло не привести к проявлению в нем таланта великолепного мастера. Любовь к работе с деревом Валерию привил его дед, который был краснодеревщиком. От отца Валерий получил знания и навыки работы с техникой. Весь полученный опыт Валерий успешно переложил на свое увлечение – с 1994 года он курит трубку и не мог, наверное, не попробовать резать трубки самостоятельно.
Перед тем, как начать это делать, Валерий занимался их ремонтом. Приводил в порядок, как свои трубки, так и трубки друзей. Позже стал изготавливать тамперы и сигаретные мундштуки. С бриаром Валерий стал начал работать в 2003 году, вырезая до этого курительные трубки из груши. Став членом Киевского Клуба Курильщиков Трубки, Валерий приобрел новый бесценный опыт, полученный из общения с членами клуба. По словам Валерия, они во многом помогали советами, не избегая, конечно же, и критики. Дальнейшее участие в выставках и чемпионатах существенно расширило кругозор мастера, и на свет стали появляться уверенные и узнаваемые курительные трубки. Сегодня Валерий Рыженко является одним из самых известных и востребованных трубочных мастеров Украины.
— Здравствуйте, Валерий!
Вы начали курить трубку в середине 90-х. Что лежало в основе этого решения? Повлияла ли как-то общая экономическая обстановка, сложившаяся в то время в наших странах, или же за этим стояло что-то большее?
— Здравствуйте!
Дело в том, что в начале 90-х я жил и работал в городе Вроцлав в Польше – это красивейший город, который для меня стал вторым родным. Тем более, после пустых полок наших пост-советских магазинов для меня этот город стал приятным открытием еще и свободного доступа к хорошим сигаретам и табаку (с табачком, конечно, было посложнее). Но человек – любознательное существо. Не попробуешь – не поймёшь, что краше. Да и сам предмет для курения табака – трубка – красота и вкус, все в одном. Конечно, немаловажную роль в моем становлении как трубокура сыграл образ Василия Ливанова.
— Опять же, начав курить в 90-х, свои первые трубки Вы начали резать только спустя почти десять лет. Имея немалый опыт и знания, в том числе и в работе с курительными трубками, ремонтом которых Вы занимались, перед выпуском своей первой трубки выдержали продолжительную паузу. В чем причина?
— Не может человек заниматься всем понемногу – такова моя позиция. Если приходит ко мне водопроводчик и предлагает помощь в малярных работах или собрать мебель, потому что он всё умеет, то я его выгоняю. На тот момент трубка для меня была как предмет для курения, тем более в Польше есть свои трубочные мастера. Естественно, в маленьких магазинчиках, где я покупал, других мастеровых трубок не видел. Но имея трубку, через некоторое время замечаешь, что в ней что-то не так – что-то не вяжется, не тянется. Вот и пробуешь ее улучшить. Поначалу внешний вид…
На изготовление тогда просто не хватало времени, да и после заграничной командировки тоже времени не прибавилось. Наверное, должен быть у каждого человека период осознания того, что тебе нужно, или, скажем, того, чего ты хочешь. Вот как-то так.
— Чем Вы занимались до того, как стали профессионально резать трубки? Кто Вы по профессии?
— По профессии я техник связи, который никогда (кроме практик) не работал по специальности. После окончания учебного заведения – служба в рядах Советской Армии, а потом – другая жизнь!
— Существует ли на сегодняшний день система грейда Ваших трубок и, если да, то как делятся трубки и по каким принципам?
— Трубки делятся по качеству материала и финишу обработки. На данный момент у меня пока шесть принципов грейда:
- гладкая красивая
- бластовая красивая
- гладкая не красивая
- бластовая не красивая
- гладкая подарочная
- бластовая подарочная
Получается, что и система есть, просто до сих пор не просчитывал ее.
О делении красивых и не красивых с подарочными – отдельный разговор, тут в двух словах не расскажешь…
— Если в самом начале карьеры трубочного мастера Вы учились на работах Билла Эштона Тэйлора, Тома Элтанга, то есть ли кто-то, на кого Вы равняетесь сейчас?
— Чем больше видишь и узнаёшь, тем светлее становится голова. Равняться есть на кого – на таких, как Хонович, Элтанг, тот же Формер, с которым довелось познакомиться. Меня не перестаёт удивлять Михаил Ревягин своей уникальностью форм. А учёба – это труд. Прежде всего, нужно своё, начатое довести до совершенства, ведь в материале можно сразу увидеть трубку, а можно и голову поломать, какой она должна быть. Не только в красоте блока дело и в правильности рисунка – нужно почувствовать пропорции, баланс задуманного. К этому стремлюсь, а как выходит, судить только вам.
— Так уж сложилось, что российские и украинские трубочные мастера не часто участвуют в клубной и общей публичной деятельности движения трубокуров. Вы же являетесь активным участником клубного движения и более того – чемпионом и призером многих турниров по медленному курению трубки. А как начиналось Ваше движение к победе? Это черта характера, потребовавшая регулярных тренировок с постоянным ростом результатов или же просто логичное следствие из увлечения трубкой?
— Я полагаю, что всё началось с увлечения поездками на чемпионаты. Дело в том, что не встретишь просто так на улице Формера или Нанну Иварсон с отцом, как и не выпить чаю с Анной Джули или покурить и пообщаться с Тао. Эти встречи – незабываемые моменты для меня. Все одинаковые такие люди и все такие разные, а особенно МАСТЕРА с величайшим опытом. Это всегда ожидаемые и незабываемые встречи. И отличная возможность вживую увидеть трубки, которые до этого лицезрел только на картинках.
А курение и результаты – это следствие приятных встреч. Как не посоревноваться с друзьями: Дамианом Мухой, Ильёй Ивановым… я уже не говорю о пока непобедимом Джанфрако Рускала. Океан эмоций!
— Ваша активность не ограничивается клубной жизнью, помимо увлечения курительными трубками, Вы еще заядлый охотник и рыбак. Я понимаю, что порой поиск влияния увлечения курительными трубками на нашу жизнь выглядит забавно, но все же.
Отражается ли как-то курение трубки на этих Ваших увлечениях – охоте и рыбалке. Помогает ли или, может быть, наоборот – отвлекает?
— Трубка не влияет на мои увлечения, я с ней не расстаюсь. Можно сказать, даже помогает: на рынке узнают, в офисе знают, что я есть, даже если меня не видно, но по запаху табака все в курсе, что я здесь. На охоте я курю только у костра или в пути, а не на номере. В лодке на воде – вообще идиллия с природой. Вот с фридайвингом пока проблема – мало того, что не горит, так и всю рыбу можно распугать…
— Трубки каких мастеров предпочитает курить мастер Валерий Рыженко? Есть ли в ротации у Вас трубки собственного изготовления?
— Из любимых – это трубки Barling’s, W.O. Larsen, Dunhill, Il Ceppo, Castello. Ну, и мои, конечно. Мои – это подарочные по системе грейда, как бластовые, так и гладкие.
— Какие на сегодняшний день Ваши пристрастия в выборе трубочного табака?
— По большей части отдаю предпочтение флейкам: Orlik Golden Sliced, конечно, Rattray’s.
— Спасибо большое за интервью, Валерий! Скажите ли напоследок несколько слов нашим читателям?
— Будьте здоровы и счастливы, друзья! Курение трубки не убивает, а приносит удовольствие от созерцания красивого предмета и потягивания из него ароматного табака.