Дания. Символ гильдии табакокрутильщиков
В 1909 году в Дании, на волне небывалой популярности Всемирных выставок, была проведена Общенациональная Датская Выставка. Ее павильоны располагались на площадях ботанического сада в Орхусе – втором по величине городе Дании. Значительная часть выставки была посвящена истории, специально для этого на ее территории был заново собран «Дом Бургомистра» XVII века, перевезенный из Копенгагена для этой цели со всем внутренним убранством и антуражем.
Историческая часть выставки пользовалась такой популярностью у публики, что было принято решение о постоянной экспозиции. В 1914 году закончился монтаж еще трех привезенных зданий. Так возник один из самых интересных датских музеев – Старый Город (Den Gamle By), первый в мире интерактивный музей городской культуры и истории.
В наши дни музей занимает площадь целого района в Орхусе и постоянно расширяется. На его посещение рекомендуют отвести целый день. Старый Город поделен на три временные зоны: ХVIII-ХIX века, 1927г. и 1974г. Многие здания в Старом Городе были построены еще в ХVI веке, но для поддержания целостности экспозиции в них размещена более поздняя обстановка. Весь музей очень интересный и я настоятельно рекомендую посетить его, если случится побывать в Дании.
Я же в этой статье остановлю внимание всего на одном здании Старого Города. Этот дом расположен на улице Вестергаде и представляет собой табачный магазин второй половины XVIII века. Само здание было построено в 1725г. в Орхусе и перевезено в Старый Город в 1933г. Обстановка магазина и мастерских была воссоздана уже в музее, с использованием оборудования табачной фабрики «Блэкс» из Хобро, закрытой в 1923г. Все инструменты и обстановка аутентичны и соответствуют середине XVIII века. Как раз в то время в 1750г. король Дании Фредерик Пятый подписал указ о создании Гильдии Табакокрутильщиков, объединяющей собой всех производителей курительного табака в Дании. На момент создания в гильдию входило более тридцати мастеров со всей страны. Отличительным знаком гильдии стали три позолоченных рулона табака, которые размещались в качестве вывески над дверью магазина. В то время этот знак был понятен и известен всем, как, например, золоченый крендель булочника или сапог на вывеске башмачника. Три золоченых рулона имел право размещать над входом только производитель, один или два рулона могли использовать в качестве вывески купцы, торговавшие в своих магазинах помимо прочего и табаком.
Как правило, предприятия тогда были семейными и в производстве были заняты все члены семьи, независимо от пола и возраста. Обычно в таком заведении, непосредственно на производстве табака, работал мастер с двумя подмастерьями и еще двое-трое учеников. Обучение занимало около шести лет, после чего ученик переводился в разряд подмастерьев и спустя еще четыре года мог выполнить работу на звание подмастерья, которая должна была быть представлена на суд в гильдии. Для того чтобы стать мастером надо было соответственно сделать «мастерскую работу», которую со всем пристрастием оценивали мастера гильдии. Это было не просто. Далеко не каждый подмастерье, даже после многих и многих лет труда, мог выполнить работу на звание мастера.
В силу семейственности этой профессии часто помощниками табакокрутильщиков были их жены и дочери. Гильдия была открыта и для женщин, которые даже могли получить титул подмастерья, однако мастером мог быть только мужчина.
Наиболее успешными семейными предприятиями табакокрутильщиков в XVIII веке в Дании были: Аугустинос из Копенгагена (1750 год основания), Шмидт из Фредериции (1778 г.о.) и Обель из Ольборга (1787 г.о.). Именно эти три семейных предприятия в 1961г. легли в основу Scandinavian Tobacco Group.
Изначально, табакокрутильные мастерские предлагали покупателям только лишь один вид курительного табака – жгуты из табачных листьев, скрученные в рулоны, от которых отрезался нужный покупателю размер. Торговля велась, как правило, на вес. Далее покупатель должен был уже сам готовить табак к курению, измельчая его до нужного размера. Но уже к концу XVIII века ассортимент магазинов включал в себя плаг, флейк, микстуры, сигары и снюс, однако крученый табак все еще оставался наиболее востребованным товаром.
Изготовление крученого табака было делом долгим и сложным. Высушенные листья распаривались и сортировались по размеру, после чего из них удалялась центральная жилка. Затем табак замачивался в соусе в течение нескольких дней и далее следовала короткая сушка или прожарка. И только после этого табачные листья были готовы к скрутке. Мастер выкладывал на всю длину стола начинку из мелких листьев и начинал обвивать ее крупными покровными листами, постепенно скручивая табак в однородный жгут, который подмастерье наматывал на специальный барабан. Получался «красный рулон» – полуфабрикат, называемый так из-за красноватого цвета табачных листьев. Сушка и выдержка такого рулона под прессом длилась 14-16 недель, после чего табак подвергался повторному соусированию и выдерживался еще от месяца до года, в зависимости от рецептуры, приобретая со временем почти черный цвет. Храниться такой табак мог годами без потери своих качеств.
Рецепты соусов охранялись с большим тщанием и являлись главным достоянием мастеров. Как правило, соус готовился на основе какого-либо алкогольного напитка с добавлением фруктовых соков, карамели, специй.
Уже в начале XVIII века в Дании выращивалось столько табака, что внутренние потребности страны были полностью обеспечены сырьем, а готовая продукция широко продавалась за границу. Копенгаген был окружен табачными полями, которые по своим размерам не уступали полям с пшеницей или рожью. И только к концу XIX века табачное сырье более высокого качества стало поступать из-за границы.
Однако вернемся к нашей табакокрутилье на улице Вестергаде. В этой мастерской проходил полный цикл производства табачных изделий. Во дворе магазина расположена сушильня для табачных листьев. Внутри находятся комнаты с оборудованием для соусирования и прожарки, измельчительные приспособления для производства микстур, жевательного и нюхательного табака, прессы для плагов и рулонов, крутильное и сигарное отделения и непосредственно магазин. В день эта мастерская могла производить и продавать около тридцати килограмм готовых табачных изделий для розничной и оптовой продажи. Весь первый этаж дома занимали торговые и производственные помещения, владелец предприятия жил с семьей на втором этаже. Как правило, дом ему не принадлежал, а снимался внаём. Такая мастерская была наиболее типичной для Дании конца XVIII века. Укрупнение предприятий началось примерно пятьдесят лет спустя с приходом усовершенствованной техники и паровых машин, которые были не по карману мелким производителям и стали причиной их разорения.
К сожалению, сейчас в Дании не осталось подобных производств и крученый табак в виде жгутов или веревок датского производства в продажу не поступает. Конечно же, существуют различные роллы и тому подобные нарезки, но это не совсем то. «Настоящую веревку», крученый табак в точности как 300 лет назад, сейчас выпускают только в Англии на фабриках Samuel Gawith и Gawith & Hoggarth. Если хочется полной аутентичности, то тогда стоит поискать глиняную или фарфоровую трубку для этих табаков.
Старый Город – интерактивный музей, его улицы полны спешащими по делам «жителями», которые работают в различных мастерских и магазинах, точно так же, как это могло быть 200-300 лет назад. Булочник по-прежнему печет хлеб, извозчики ожидают пассажиров на набережной, портной сидит за шитьём, сапожник стучит молотком по подошвам башмаков... Но табакокрутильня, к сожалению, пуста. Она оживает лишь на пару недель в сентябре, когда с острова Лангелеэнд сюда привозят новый урожай табака и развешивают его на просушку. Это последняя на сегодняшний день датская табачная плантация, сейчас она является филиалом музея Старый Город.
Специально для журнала
«Smokers' Magazine»
При подготовке статьи использовались материалы из книг:
-
-
-
- Elsebeth Aasted Schanz «Patur i Den Gamle By» 2012, ISBN 978-87-89328-60-7
- Niels Gustav Bardenfletch «Kridtpiber og kridtpiberygning» 2002, ISBN 87-1113630-8
-
-