Интервью | Мастер Фидель Шайдуллин
Попробовал. Сделал. Получилось.
Фидель Шайдуллин на сегодняшний день является одним из самых молодых, в творческом плане, трубочных мастеров современной России. Свою биографию Фидель описывает как «родился, учился, отслужил и женился», но определяет ее так не потому, что скрытен или считает, что это не должно нас касаться. Просто, видимо, не ожидал, что «фокус камеры» перейдет с его курительных трубок на него самого. А о трубках Фидель может говорить долго и с увлечением.
— Здравствуйте, Фидель.
Первый вопрос не будет оригинальным: как все началось?
— Как и у многих, трубка стала способом отказа от сигарет. Несколько лет назад я бросил курить и два года к сигаретам не прикасался. Позже так сложилось, что я оказался на затянувшемся «больничном». Наличие времени и невозможность использовать его так, как хочется, привело к тому, что вновь закурил. Но сигареты быстро вернули тот негатив в ощущениях, из-за которого, собственно, я и бросал это дело. Решил попробовать трубку. Это было в начале 2011 года и… продолжается до сих пор. Теперь я не только курю трубку, но и делаю их.
— Что, сразу же стали мастерить свои трубки?
— Нет, совсем не сразу. Появившийся интерес заставил меня искать информацию о предмете моего увлечения. Прочел много статей в интернете, стал участником некоторых форумов. Так постепенно начал узнавать о трубках больше и больше и в итоге понял, что трубки, которые были у меня на тот момент, это «не те» трубки, сделанные «не так» и «не теми». Надо было их усовершенствовать, модернизировать как-то, тюнинговать, как сейчас модно говорить. Словом, переделывать под себя. Попробовал с одной трубкой, с другой, так попытался сделать и эдак… Руки, вроде, растут правильно, что-то даже стало получаться. Так что, сначала я переделывал свои трубки. Об изготовлении тогда даже не задумывался.
— Вы говорили, что окончили Казанский Педагогический Институт. Откуда появились необходимые для изготовления курительных трубок навыки?
— Не знаю даже, это откуда-то с малых лет. Что поделать, такое вот детство – деревянные игрушки и тому подобное (смеется). На самом деле, всегда приходилось что-то делать. И даже не делать, сколько переделывать и усовершенствовать. Постоянно.
Это же коснулось моих первых трубок. Сначала переделывал свои. Потом стали обращаться друзья и знакомые: сможешь мундштук сделать? Смог. Токарного станка у меня пока нет, но чтобы не работать «на коленке», собрал свои приспособления. Потом стали присылать старые трубки, иногда совсем в плохом состоянии, на «реанимацию» и доведение до ума. Доводил, доделывал, переделывал. Обрастал инструментарием для работы, появлялся опыт. Потом пришла закономерная мысль: почему бы не сделать самому трубку? Попробовал...
Первая моя трубка появилась в феврале 2012 года. У меня завалялся кусок дуба, тридцатилетнего, наверное. Сколько я себя помню, этот кусок всегда у меня был. Это когда-то была киянка, причем достаточно увесистая. Она была под черенок засверленная и начала уже растрескиваться от центра. Я подумал, что пришло время этого куска, и решил пустить его на эксперименты. Попробовал. Сделал. Людям показал на одном из форумов – посоветовали мне переходить на бриар.
— Какие трубки Вы сами курите? Делаете ли их для себя, и каких трубок у Вас больше – своих или «чужих»?
— Нет, своих, конечно же, не больше. Что-то оставляю себе и это совсем не обязательно брак. Просто я должен иметь полное представление о том, что я предлагаю людям. Если вношу какие-то изменения в инженерию, ставлю собственные эксперименты, то я сам, в первую очередь, должен убедиться в работоспособности новых решений.
Когда начал работать с мортой, то сразу сделал две трубки для себя. Мне важно было понять, что это за материал, как он себя ведет и как его поведение меняется в различных условиях. Одну из этих трубок я до сих пор курю, вернее, из нее курю. Вторую я специально жестко «гонял», чтобы понять: будет ли она гореть или нет. Если будет, то когда начнет. Больше полугода я ее «изматывал» и на ветру, и в мороз, и на рыбалке. Потом распилил, чтобы посмотреть, какие изменения произошли внутри. Все в ней было просто отлично!
Многие пытаются строить отношения с мортой, оглядываясь на бриар. Но морту с бриаром нельзя сравнивать – это принципиально разные материалы и из них получаются в корне разные трубки.
— Как вы строите свое развитие как мастера? Выбираете ли какое-либо направление? На чем тренируете руку и глаз?
— Краеугольным камнем всего является классика, классические формы. Сделать хорошую курительную трубку какой-либо из классических форм – это большое и сложное дело. На фрихендах все же можно иногда списать недочеты формы на «я так вижу», а классика – это классика. Она ошибок не прощает. Это как таблица умножения, где шаг вправо, шаг влево – это неверный ответ. Классические формы трубок – это своеобразная таблица умножения для резчиков трубок. Без нее – никуда.
Что касается направления, то тут даже не знаю. Сознательно, наверное, не выбираю. Очень нравится датская школа, но я не стараюсь придерживаться только ее канонов. Американские мастера очень часто удивляют. Тот же Майгуртс Кнетц, например. Я был очень поражен, когда впервые увидел его работы. Настолько, что даже написал ему письмо, и мы много общались на тему построения форм. Кстати, в плане общения весьма большое впечатление произвел Костя Шекита. Очень легкий и, главное, открытый человек. Я вообще поражаюсь его работоспособности. Сегодня он в Чикаго, завтра – в Японии, а послезавтра выкладывает трубки, изготовление которых занимает массу времени. Когда он только все успевает…
И вообще, общение с мастерами – это как раз тот повод, ради которого я стремлюсь посещать различные трубочные мероприятия. Мне довелось увидеть и повертеть в руках трубки Александра Бережного, Валерия Рыженко – просто замечательно сделанные трубки. И очень хочется лично поговорить с этими людьми, с мастерами. Например, общение с Костей Шекитой сократило в разы то время, которое я мог потратить на самостоятельный поиск некоторых решений, за что я ему очень благодарен.
Вернувшись к направлениям, могу лишь повторить, что нравится датская школа, люблю дизайн Хишена. Но не планирую работать только в одном ключе. Я строю новые формы трубок не от конкретных мастеров или школ, а, скорее, от конкретных трубок. Конечно, узнавать новое приходится пока по фотографиям. Но если мне понравилась трубка, то это не значит, что стану ее копировать, я начинаю думать, что бы я мог изменить, привнести. И я отталкиваюсь не от мастеров и школ, а от понравившихся мне трубок, независимо от того, датская это трубка, или американская, или же российская.
— Если сравнивать Ваши трубки из морты и бриара, то среди первых достаточно много изделий хороших форм. Зрелых, точных. В Ваших бриаровых трубках ситуация отличается: формы немного размыты и выглядят не очень уверенно. В чем причина?
— Во многом она объясняется самим бриаром. Толчком для формы здесь является рисунок дерева, и пока таких блоков, из которых можно сделать трубки «мортовых» форм, просто не попадалось. Но я работаю в этом направлении.
— Не в этом ли кроется причина того, что среди Ваших трубок больше работ из морты, чем из бриара?
— Нет. Это совсем не так. Каждую из своих трубок я маркирую порядковым номером и по ним при желании можно проследить, чего и сколько создано. Из бриара тоже много делаю. Может, просто создается такое впечатление из-за того, что фотографии трубок публикуются партиями: выкладываю партию снимков сделанных бриаровых трубок, в другой раз – серию фотографий трубок из морты, а кажется, что все мастерю только из морты…
— Как курильщик трубок, каким табачным смесям на сегодняшний день Вы отдаете предпочтение?
— У меня не такой богатый опыт курения трубки, чтоб сужать круг своих предпочтений до каких-то конкретных смесей. Я сейчас в той стадии, когда все пробуют. С удовольствием курю Вирджиниевый табак, люблю Латакию. Если посмотреть на то, что курю сейчас, то примерно и выйдет 50 на 50 Латакии и Вирджинии. Каких-то конкретных привязок к сортам и маркам у меня пока нет. Из того, к чему возвращаюсь, могу назвать Samuel Gawith Full Virginia Flake, St. James, Commonwealth. Из табака Peterson нравятся Irish Flake, Irish Oak. Еще Nat Sherman #536, Bill Bailey’s Bill's Best Blend. Как-то так…
— О Вас известно ровно столько, сколько Вы позволяете о себе узнать. То есть, в общем-то, ничего. Что происходит за пределами сферы Ваших трубочных интересов?
— Даже не знаю, как ответить. Много чего происходит. Я такой человек, что не могу сидеть дома, не могу сидеть без дела. Мне нужно где-то быть и что-то делать. Одним из увлечений является рыбалка, но и кроме нее много чего происходит (смеется). Люблю находиться в дороге, путешествовать на автомобиле. Вся наша жизнь, по сути, дорога «от и до». И в пути я ощущаю себя живым, что ли…
— Спасибо большое за интервью, Фидель!
— И вам спасибо. С удовольствием читаю журнал, нравятся разделы истории и знакомство с нашими мастерами. Хочу пожелать журналу успехов и процветания!
До новых встреч!
Smokers' Magazine | № 10 Октябрь, 2013