— Этот трехголовый пёс охраняет врата между миром живых и миром тех, кто... любит в табаке присутствие большого количества Ориенталов.

Цитата месяца: Torchez

Кукурузные трубки Missouri Meerschaum

 

Когда мне трудно притерпеться
К однообразию вокруг,
В тебе лишь, трубка, вижу средство,
Чтоб скрасить тягостный досуг

 Морис Ролина

Кукурузные трубки Missouri Meerschaum

Удобно устроившись в кресле, полюбовавшись на этикетку банки с табаком, протягиваешь руку к трубке, предназначенной в эту минуту дарить поцелуи твоим губам. И вдруг ловишь себя на мысли, что трубка – она как женщина. У каждой свой норов, свой характер, своя грация и стать.

Вот грациозная фея, вышедшая из рук известного мастера... Она как особа царской крови. К ней относишься трепетно, в глубоком поклоне предлагаешь ей лишь лучшие табаки, имеющиеся в коллекции, используешь крайне редко, дабы «её величество» отдохнула и не потеряла своё достоинство и блеск.

Вот трубка, сошедшая со «стапелей» известной в трубокурском мире фирмы. Она как дорогая, ухоженная любовница. Её долго добиваешься. Со сладко сжимающимся сердцем берёшь в руки… Хорошие табаки, достойный уход, забота и ласка. И не хочется с ней расставаться, но если пользоваться слишком часто – потеряет она привлекательность, станет неинтересной и приземлённой.

А вот простенький прибор для курения рядовой фирмочки или вообще неизвестно откуда. Это жена. Никуда не денется, всегда будет любить только за то, что не забыл про неё, готова терпеть и откровенно плохонькие табаки, выносить и грубые чистки «на ходу», а то и вообще забрасывание на пару месяцев...

Но у каждого в жизни была (или есть) верная подруга. Которая не жена, но которой можно рассказать свои проблемы, и она поймёт, которая выслушает вас, заварит крепкого чайку, насыплет в блюдечко несколько сушек и скажет: «Не грусти, всё будет хорошо»... И с ней действительно хорошо, ибо она такая, что не может быть плохо.

Курительная трубка из кукурузы?

Генерал Дуглас Макартур, Фото: LIFE MagazineГенерал Дуглас Макартур, Фото: LIFE MagazineИменно к последним относятся изделия скромной фабрики из города Вашингтон, штат Миссури, что в США. Кукурузки... Их можно не любить, их можно обожать, ими можно интересоваться, но практически нет трубокура, который про них не слышал. Именно про эти трубки, насчитывающие не один век, и предлагаем мы свой рассказ.

Жил-был в середине девятнадцатого века в Голландии один мужичок. Занимался тем ремеслом, которому пытался научить своего сына папаша Иосиф две с лишком тысячи лет назад, а именно – плотничал и столярничал. Не слишком сладко жилось, видно, в Европе в те времена. Наполеоны всякие буйствовали, русское войско протопталось, войны разные… Народ бедствовал и вообще – полный швах и сбоку бантик. И решил наш столяр попытать счастья в Америке. Земли, говорят, тогда были там нажористее, чем сейчас. Тем более что мебельная фабрика, которой владел наш герой, вдруг внезапно сгорела. Собрал в охапку семью, инструменты, продал кое-какое барахлишко, и... гуд морнинг, АмерЫка. Звали нового гражданина нынешнего оплота демократии Хейндрик (Генри) Тиббе.

Обосноваться он решил в посёлке Вашингтон, на берегу реки Миссури, недалеко от города Сент-Луис, который через век назовут мировой столицей блюза, и даже хоккейную команду так и величают – Блюз. Открыл Генри по новому месту жительства столярную мастерскую и, скорее всего, мир больше никогда бы о нём не услышал, если бы вдруг однажды не притащил ему местный фермер свою трубку из кукурузного початка.

Кукурузные трубки Missouri MeerschaumНадобно немного отвлечься здесь, ибо курительные трубки из маиса были известны очень давно. Ещё древние индейцы в своих шаманствах и общении с духами окружающих их предметов использовали выдолбленные початки с воткнутой тростниковой трубкой для воскуривания священного растения – табака. От индейцев этот прибор переняли чёрные невольники, которым были не по карману изделия трубочных мастерских, коих было не слишком много в Америке, ибо суровые ковбои предпочитали жевать табак. Но неграм приходилось экономить, поэтому они предпочитали курить. От своих рабов кукурузные трубки переняли и плантаторы, привлечённые дешевизной и практичностью данного «прибора». Ведь, в самом деле, процесс изготовления трубки из кочерыжки кукурузного початка очень прост. Вспомните, как делал это Гекльберри Финн: нужен лишь сухой початок, нож, и тростинка для мундштука. Стоимость – гроши, а потеряется или сгорит – велика ли беда, кругом навалом кукурузы. Тем более в сельскохозяйственных штатах, коим до сих пор является Миссури.
Но вернёмся к мистеру Тиббе. Фермер, который положил ему на верстак остатки своей старой кукурузной трубки, попросил Генри изготовить несколько таких же, но «облагородить» их, ибо у столяра руки привыкли к ножу и рубанку, тогда как фермер был больше с лопатой знаком. И именно с этого дня в далёком 1869 году и ведёт свой отсчёт история трубок, которые сейчас мы просто называем «кукурузки».

Генри Тиббе изготовил несколько трубок, которые на «гип-гип-ура» разлетелись среди местных курильщиков... Он изготовил ещё... и ещё... и ещё... Всё это привело к тому, что через два года Генри полностью забросил свою столярную мастерскую и стал резать только курительные трубки из кукурузы.

Однако Америка не стала бы экономически развитой державой, если бы её граждане жили и работали по очень нам в России хорошо известному принципу: «пусть пипл хавает, что дают». При конкуренции приходится немного шевелить не только руками, но и мозговыми извилинами. Иначе твой потенциальный доллар перекочует в карман более расторопного дельца.

Поскольку кукурузный початок не долговечен, стал мистер Тиббе раздумывать – как бы ему увеличить срок службы своих трубок, а заодно и более приятный вид им придать. И помог ему в этом его друг, который по совместительству преподавал химию в местной школе. Состряпал он состав для обмазки трубок. В основе – обычный гипс. А вот рецепт всяких добавок в гипс охраняется законом, ибо запатентован аж в 1878 году и до сих пор состав этой «грунтовки» неизменен.

Проточка табачных камер. Фото: LIFE MagazineПроточка табачных камер. Фото: LIFE MagazineПоскольку спрос на трубки всё возрастал, в 1883 году была основана фирма «H.Tibbe & Son», которая в 1907 году переименовалась в хорошо известное любителям кукурузных трубок название. Встречайте – «Missouri Meerschaum Company»!

Многим покажется странным, почему в названии компании присутствует слово Meerschaum (морская пенка). Любой трубокур знает, что настоящий «меершаум» добывается всего лишь в нескольких местах в мире, и это минерал сеополит, а не высушенная кочерыжка кукурузы. Однако, Генри Тиббе, восхищённый качествами настоящей морской пенки, сравнивал с ней изготавливаемые им трубки и пришёл к выводу, что кукурузный початок, в некоторой степени, обладал похожими свойствами. Не нам его судить, пусть будет так.

Бизнес новой компании развивается весьма стремительно и успешно: уже в начале 20-х годов прошлого века компания создаёт крупную дистрибьюторскую сеть по всей Америке и начинает влиять на модные течения в среде курильщиков – курение кукурузных трубок в США в то время достигает апогея. К 1925 году на рынке корнкобов работает более трёх десятков компаний, большая часть которых базировалась в округе Франклин, штат Миссури.

Когда «Missouri Meerschaum Company» начала производство корнкобов, материал для трубок закупался у фермеров и производился самой компанией лишь в небольшом количестве. Сегодня компания владеет полями для выращивания кукурузы общей площадью более 150 гектаров. Для исследования кукурузы и её совершенствования компания «Missouri Meerschaum» привлекла к сотрудничеству Университет штата Миссури, который путём гибридизации вывел новые сорта растения с лучшими прочностными характеристиками материала початка. Именно в честь этого университета одна из трубок носит имя «Mizzou».
Как же происходит процесс изготовления курительной трубки из початка обычной кукурузы, которые наши отдыхающие на побережье Чёрного моря, ничтоже сумняшеся, отправляют в плавание к берегам Турции или Болгарии, предварительно обгрызши зёрна?

Подготовка материала для изготовления корнкобов начинается с урожая кукурузных початков, которые после сбора складируются в открытые бункера. После просушки початки отправляются в старинную молотилку, с помощью которой кукуруза освобождается от семян и отправляется на третий этаж здания завода, где початки хранятся и сушатся в течение двух лет. После такой выдержки они становятся твёрдыми и сухими – это и есть самый подходящий материал для изготовления кукурузных трубок.

Производство корнкобов начинается с подвала здания, куда початки отправляют на распил и сортируют по диаметру и длине. Эти размеры и определяют, какой тип трубки будет изготовлен из каждого початка. После сортировки в початках высверливаются табачные камеры, а некоторые из лучших просверливаются насквозь и в дно будущей трубки вставляется деревянная заглушка, которая служит намного дольше, нежели родное дно кукурузы.

Сверление початков под посадку мундштука. Фото: LIFE MagazineСверление початков под посадку мундштука. Фото: LIFE MagazineПосле сверления табачных камер и дна трубки заготовки отправляют на токарные станки, которые предназначены для изготовления конкретной формы корнкоба. Дальше, при придании формы и после сверления дымканала в торце початка трубки отправляют мастерам, которые обрабатывают внешнюю поверхность трубок патентованным составом на основе гипса. С этим составом трубки сохнут в течение суток до следующего и заключительного этапа обработки.

Итак, после просушки трубки шлифуют на станках и отправляют в камеры для нанесения специального лака. Им покрываются практически все модели трубок компании, за исключением серии «Missouri Pride», «MacArthur» и «Eaton», которые выпускаются с необработанной поверхностью.

Рабочие фабрики разгружают просушенные початки. Фото: LIFE MagazineРабочие фабрики разгружают просушенные початки. Фото: LIFE MagazineПосле высыхания лака трубки собираются и поступают на столы приёмщиков продукции, которые отбраковывают трубки с недопустимыми погрешностями при изготовлении. И, наконец, после этого готовые корнкобы фасуются по коробкам и отправляются по всей дилерской сети в Америке и в магазины разных стран мира радовать курильщиков своей оригинальностью, демократичностью и отменной ценой.

Кстати, если набрать в поисковой строке на Youtube.com следующую фразу: «Aaron Mermelstein's - It's A St. Louis Thing: Missouri Meershams», то можно посмотреть процесс производства на видео, сопровождаемый комментариями (правда, на английском языке).

Увы, ничто в мире не вечно. И мода коротка и быстротечна. Постепенно миром трубокуров завладел Его Высочество Бриар. Помпезность, шик и стиль джентльменов из Сити пришёл на смену простоте и удобству широких полей Миссури. В настоящее время осталась только одна фабрика, изготавливающая трубки из кукурузы (изделия братского Китая с негодованием отметаем, ибо это, скорее, прибор пыток для инквизиции, нежели курительная трубка).

Здание «Missouri Meerschaum Company» и по сей день выглядит так же.Здание «Missouri Meerschaum Company» и по сей день выглядит так же.

К тому же, на качество и количество изготавливаемых трубок сильно влияет множество факторов: погода, урожай, экономические составляющие, странная и непродуманная борьба с табаком в угоду наркокартелям. Многие из большого количества когда-то изготавливаемых видов кукурузных трубок больше никогда не увидят курильщика. Однако «Missouri Meerschaum Company» жива и работает по сей день, доказав тем самым своё лидерство в производстве корнкобов и став настоящей частью живой истории США.

Как и раньше, завод компании «Missouri Meerschaum» расположен на углу улицы Сидар с видом на реку Миссури в квартале от железнодорожного вокзала. В трёхэтажном кирпичном здании завода, построенном в 1885 году, расположен музей кукурузных трубок и главный офис компании, где посетители могут приобрести трубки.

На самом заводе работает коллектив из 40 сотрудников, которые ежедневно производят до 3500 трубок. Дистрибьюторская сеть распространяет продукцию компании по всем штатам Америки и в ряд зарубежных стран.

Верными поклонниками кукурузных трубок были великий писатель Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (Марк Твен) и генерал армии Дуглас МакАртур. Друзей кукурузок много и сейчас, в Риге есть даже клуб любителей корнкобов имени Гекльберри Финна.

Автор этой статьи мечтает о появлении такого клуба и у нас. Ибо «верная подруга» всегда вам рада и готова в любой момент внести уют и спокойствие в вашу душу, взбаламученную ветрами сумасшедшего времени.

Всегда ваш
Леонид Жаворонков.


Леонид Жаворонков

Леонид
Жаворонков

Специально для журнала
«Smokers' Magazine»



Copyright Smokers' Magazine. All rights Reserved.