— Этот трехголовый пёс охраняет врата между миром живых и миром тех, кто... любит в табаке присутствие большого количества Ориенталов.

Цитата месяца: Torchez

Трубочный мастер Сикстен Иварссон

В основу материала легла статья Джейкоба Грота (Jakob Groth), опубликованная на сайте www.DanishPipemakers.com

На дворе стоял привычный для этого времени года сухой сентябрь. По мощеным улицам центра Стокгольма, залитым по северному скупым на тепло солнцем, прогуливался уже немолодой привлекательный мужчина с приятной улыбкой, которая то и дело возникала на лице в предвкушении долгожданной встречи.

910 год. VIII конгресс II Социалистического Интернационала в Копенгагене. 1910 год. VIII конгресс II Социалистического Интернационала в Копенгагене. В центре – К. Цеткин и А. Коллонтай. За ними – Роза Люксембург.

Он ждал женщину. И чтобы увидеться, они оба проделали долгий путь. Она ехала к нему из Петрограда, он к ней – из Копенгагена, где буквально только что завершился VIII конгресс II Интернационала, на котором он выступал вместе с Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Но расстояния – ничто, когда вас разделяют годы, и этой встречи они оба ждали вот уже много лет. Это была встреча матери с сыном. И это была их последняя встреча…

Однако, он приехал сюда не только для этого – в Стокгольме его ждала работа. Он принимал участие в организации всеобщего восстания шведских рабочих в 1909 году и теперь приехал, чтобы поддержать теряющее силу рабочее движение. Европа в первой декаде ХХ века переживала тяжелейший финансовый кризис, и в то время, когда Владимир Ильич Ленин (да-да, это был именно он) с улыбкой прогуливался по улицам Стокгольма, любуясь его скверами и фонтанами, на юге Швеции в бедной семье рабочего, одного из тех 300 000, что приняли участие в организованной Лениным забастовке, родился мальчик, которого нарекли Сикстен. И, наверное, это было единственным за долгое время радостным событием в семье Иварссон.

Прошедший финансовый кризис вверг Швецию в тяжелую депрессию. В условиях жуткой безработицы люди были вынуждены за гроши выполнять тяжелейшую работу, отдавая за это жизни и здоровье, и быть при этом благодарными. Отца не стало, когда Сикстену было всего восемь лет, и его матери пришлось в одиночку воспитывать четырех детей. Та бедность, граничащая с нищетой, в которой жила семья Иварссон, оставила след не только в памяти Сикстена, но и на его характере, и даже способе его мышления.

Сикстен Иварссон. Начало координат

Сикстен Иварссон в своей мастерской. | Фото: Scandinavian Pipemakers BookСикстен Иварссон в своей мастерской. | Фото: Scandinavian Pipemakers BookПровинция Сконе, где родился в 1910 году Сикстен Иварссон, граничила с Данией. Достигнув совершеннолетия и вскоре женившись, он переезжает с семьей в Копенгаген. Муж его сестры Греты держал там небольшое долговое агентство, куда и был приглашен Сикстен на работу в качестве инкассатора. И в этом качестве он проработал довольно продолжительное время, но заработки эта работа приносила небольшие, Сикстен был вынужден постоянно заниматься чем-то еще. У него были действительно золотые руки и для того, чтобы принести в семью немного денег, он постоянно что-то мастерил, переделывал, изобретал. И если после всего этого оставалось хоть немного свободного времени, то Иварссон любил проводить его, работая с деревом.

Во время Второй мировой войны Сикстен Иварссон попробовал себя в новом качестве – стал ремонтировать сломанные курительные трубки. Новых в то время было не достать. Свою первую трубку Сикстен изготовил вскоре после окончания войны. Проблема с поставками бриара тогда была еще актуальна, и он вырезал ее из корня вяза. Чтобы закончить ее, ему понадобился эбонит, и он отправился за ним в соседний магазин, при котором работала мастерская по ремонту трубок.

Болезнь, какой бы она ни была, вряд ли можно назвать хоть сколько-нибудь положительным событием, но именно болезнь, по причине которой мастер по ремонту трубок отсутствовал на рабочем месте в тот день, можно считать отправной точкой начала трубочной карьеры Сикстена Иварссона. Услышав, что мастера нет на месте, Сикстен попросил дать ему возможность самостоятельно выполнить работы, воспользовавшись оборудованием, что было в мастерской. Ему не отказали, но прежде чем приступить к работе с трубкой, ему пришлось привести в рабочее состояние токарный станок, который пылился в углу мастерской уже, похоже, весьма продолжительное время. Сикстен настолько увлекся работой, что совершенно не замечал, что все это время работал под удивленным взглядом владельца магазина. Отлично справившись сначала с восстановлением станка, а затем и с завершением работ по изготовлению своей первой трубки, Иварссон уже было собирался уйти, поблагодарив перед этим господина Зура, владельца магазина «Suhr's Pipe Repair Shop». Он действительно ушел, но только после того, как дал обещание вернуться на следующий день. Вернуться и приступить к работе в качестве штатного мастера по реставрации курительных трубок. В течение последующих нескольких лет Сикстен Иварссон отреставрировал бесчисленное количество курительных трубок и позже, упоминая об этом периоде своей жизни, он говорил, что именно тогда узнал все о том, как не следует делать трубки.

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.comКурительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.com

Однажды в магазин, где работал Сикстен, зашел мужчина. Он показал трубку и сказал, что ему нужна точно такая же. Сикстен оглядел ее внимательно и ответил, что вряд ли они найдут в магазине точно такую же, но если будет угодно, он сможет сделать копию. Стоит ли говорить, что заказчик остался очень доволен работой Иварссона, а сам Сикстен теперь в полной мере мог называться трубочным мастером. Этот положительный опыт подтолкнул Иварссона продолжить работу по созданию трубок, и он начал делать это уже на регулярной основе. Первые его трубки не были далеки от классических английских форм, но даже при этом они казались более утонченными и стройными.

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото

Слух о том, что в магазине «Suhr's» можно купить новые трубки и при этом интересных форм, разошелся довольно быстро. И хотя цена на них была несколько высока, альтернативы трубкам Иварссона фактически в тот период не было. Этот слух достиг и деревушки Кириндж, где Пол Нильсен как раз запускал новое производство курительных трубок. Фабрика Нильсена базировалась на построенном во время войны заводе по производству древесного угля. При заводе была открыта мастерская, где выпускались первые датские курительные трубки. Эти трубки были из бука, но после окончания войны Полу Нильсену, одному из первых, удалось наладить поставки бриара из Франции. И, конечно же, речь здесь идет о начале производства курительных трубок «Stanwell».

Во время своего визита в «Suhr’s», увидев трубки Сикстена Иварссона, Нильсен понял, что это именно то, ему нужно. Именно эти формы он хотел бы видеть на трубках, промаркированных штампом «Stanwell». Тот визит стал началом продолжительного и плодотворного сотрудничества между Сикстеном Иварссоном и Полом Нильсеном, которое продлилось свыше четырех лет. По окончании этого периода Сикстен решил работать самостоятельно, став первым независимым трубочным мастером в Дании. Но и после этого Иварссон и Нильсен время от времени прибегали к помощи друг друга. А место Сикстена в «Suhr’s Pipe Shop» занял Пол Расмуссен, позже оказавший также немалое влияние на развитие датской школы изготовления курительных трубок.

Курительные трубки Сикстена Иварссона. Страницы из каталога Pipe-Dan, 1961-62 год. | Фото: PipePages.comКурительные трубки Сикстена Иварссона. Страницы из каталога Pipe-Dan, 1961-62 год. | Фото: PipePages.com

Став независимым мастером в начале 50-х годов двадцатого столетия, Сикстен оборудовал собственную мастерскую и приступил к работе. Несмотря на то, что имя его уже было известно, пусть и не самому широкому кругу людей, это дело все еще выглядело сомнительным с точки зрения заработка на жизнь. Свои новые трубки он продавал через одного из крупных датских дилеров. Какое-то время Сикстен продолжал работать со «Stanwell», создавая для них новые формы. В отличие от «Suhr’s», с которыми у Иварссона возник ряд недопониманий относительно прав на формы его трубок, с Полом Нильсенем Сикстен сохранил дружеские отношения. Он часто посещал фабрику и первые бластовые трубки «Stanwell» обрабатывал Иварссон, пока на фабрике не обзавелись собственным оборудованием для выполнения этой операции.

Первые формы Иварссона были вариациями на тему английской классики, к тому же полагалось, что датские курительные трубки – всего лишь временная замена английским. Так полагали многие, и даже Пол Нильсен в какой-то мере разделял это мнение, стилизовав все свое производство, включая логотип и название, под Англию, но у Сикстена Иварссона на этот счет было свое мнение. Он продолжил работу над трубками и много времени уделял созданию новых форм. В каталоге Pipe Dan 1958-59 годов представлена трубка Иварссона формы «Ukulele», ставшая новой вехой трубочного ремесла – как в области создания свободных форм, так и в подходе к технике резанья трубок.

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.comКурительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.com

Чтобы понять, что же нового там было, надо представлять, как выводятся формы трубок в принципе. Этот процесс можно разделить на три вида:

  • Создание трубок на копире по мастер-образцу. Такой способ широко использовался на крупных производствах, где количество было довлеющей над качеством характеристикой.

  • Создания стаммелей как фигур вращения. Бриар здесь зажимается в токарном станке и во время вращения резцом снимается все лишнее. И далее доводится различными способами до нужной формы. Опытный трубочный мастер при таком способе изготовления может повторить форму трубки без искажений. Это один из самых распространенных способов изготовления курительных трубок и практически все свои трубки, сделанные до 1957 года, Сикстен резал именно так.

  • Создание вручную. В этом случае форма выводится полностью вручную. Это очень трудоемкий процесс, при котором сложно повторить одну форму дважды, но можно полностью следовать за рисунком волокон бриара, создавая сложные, асимметричные и даже скульптурные формы. Сверление же «технических отверстий» в трубке происходит только после того, как внешняя форма трубки уже полностью сформирована.

Последний метод фактически и был внедрен Сикстеном Иварссоном. В том же каталоге можно увидеть трубку «Olifant» – полностью выведенную Иварссоном вручную. С тех пор множество мастеров повторили этот шейп, но та первая трубка словно смеялась над всеми, говоря о том, что эту форму не выведешь на токарном станке. Далее Сикстен Иварссон пользовался уже различными способами формирования стаммелей и их комплексами.

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото

Трубки свободных форм вскоре стали настолько популярными, что заполонили полки табачных магазинов во всем мире. И даже фабрики научились выпускать фрихенды. Отдельное место во всевозможных каталогах стали занимать трубки с рельефным верхом плато бриара. Но основой всего этого форменного многообразия лежат работы мастера, который думал иначе, делал иначе, жил иначе – Сикстена Иварссона.

В 50-е годы параллельно с Иварссоном идею фрихендов культивировали многие мастера: Пол Расмуссен и его ученик Герт Холбек, Вигго Нильсен, Арни Нигаард. Но все же довести до представительного вида такие трубки первому удалось Сикстену Иварссону. Работы Иварссона стали первыми, наглядно демонстрирующими отпечаток стиля мастера. При всей академичности английской классики, зачастую эти формы лишены индивидуальности, говорящей о том, кто сделал эти трубки. Глядя на трубки Иварссона, как и на трубки мастеров основанной им датской школы, даже впервые видя эти трубки, можно назвать имя того, кто их сделал. Но даже в стиле многих именитых мастеров можно увидеть линии, выведенные изначально Сикстеном.

Творчество в работах Сикстена Иварссона

Считается, что наибольшее влияние на работы Сикстена Иварссона оказали идеи функционализма, с приходом которого в 30-х годах был совершен прорыв в архитектурных формах. В Дании влияние функционализма было наиболее заметным. Из архитектуры этот стиль, чьей генеральной идеей можно считать девиз «форма определяется функцией», перешел в основные сферы искусства и быта. Нельзя сказать, что Иварссон принадлежал к той части «богемы», что стремится всегда оставаться «в тренде», тем не менее, влияние функционализма заметно и в его работах. Именно Сикстену приписывают фразу, говорящую о том, что трубка в первую очередь должна выполнять свою главную функцию – хорошо куриться. Трубка может внешне выглядеть превосходно, но если она не является отличным курительным инструментом – идеально просверленным, сбалансированным, с удобным загубником – это что угодно, но не трубка. Годы работы мастером по реставрации трубок научили Сикстена тому, как трубка должна функционировать, то есть куриться идеально.

Каталоги с курительными трубками Сикстена ИварссонаКаталоги с курительными трубками Сикстена Иварссона

Еще одной важной идеей функционализма является и то, что характер материала диктует форму. Эта идея нашла отображение в мебельном производстве, где с приходом функционализма появилось множество «природных» форм, происхождение которых диктовалось используемым материалом. Сознательно или нет, но Сикстен Иварссон стал применять эту идею при создании новых форм своих трубок, используя все преимущества природной красоты волокон бриара. Он, по сути, стал одним из первых мастеров, кто стал обращать внимание на рисунок бриара, стремясь расположить трубку в блоке наиболее выгодным образом.
Подтверждением этих слов может считаться история, повествующая о том, что однажды в 50-х годах Сикстен работал над трубкой из отличного куска плато бриара с превосходным прямым рисунком волокон. Трубка была почти закончена, оставалось только снять верхний, рельефный участок и трубка была бы готова. Но материал диктует форму и Сикстен оставил этот участок, привнеся новый элемент дизайна. До него этого не делал никто и позже этот элемент активно эксплуатировался, став, фактически, базовым для целой волны датских фрихендов.

Использование Иварссоном в своих работах бамбука, рога, вставок из кости также можно отнести к влиянию идей функционализма. К тому же, в условиях ограниченного доступа к бриару, использование декоративных вставок позволяло Сикстену из одного бриарового блока сделать две трубки, когда все остальные могли сделать только одну. Что это, как не чистый функционализм?

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.comКурительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.com

Возможно, природа этого функционализма кроется в бедной юности Сикстена. Он никогда ничего не выбрасывал, стараясь все использовать для дела. Однажды он с сожалением рассказывал, что при очередном визите на фабрику «Stanwell» он заметил большую корзину, в которую складывалась отбраковка, чье дальнейшее предназначение было стать древесным углем. Из этих «бракованных» чаш он смог бы сделать множество отличных трубок, выведя формы вручную, и Сикстен был очень опечален таким безрассудным отношением к материалу. Он выбрал несколько отбраковок, и даже из стаммелей со сломанными чубуками ему удалось вывести хорошие трубки.

Еще одной идеей дизайнеров и архитекторов-функционалистов было идеалистическое стремление к доступности. Они считали, что их работы должны служить всем людям, а не какой-либо отдельно взятой элите. Этой же идеи придерживался в своих работах Сикстен Иварссон. И эту идею он реализовывал, когда адаптировал свои новые формы для копиров «Stanwell» и когда внедрял на производстве Пола Нильсена новые решения, позволявшие малыми затратами существенно упростить работу и расширить модельный ряд. То, что «Stanwell» начали выпуск курительных трубок с бамбуком, сделав эти трубки доступными для массового потребителя, – тоже заслуга Сикстена Иварссона.

Курительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.comКурительные трубки Сикстена Иварссона | Фото: Lars Kiel, © www.danishpipemakers.com

Свою последнюю трубку Сикстен Иварссон сделал в 1994 году. Его не стало в 2001 году, но он прожил долгую и насыщенную жизнь, пройдя путь от человека, занимавшегося реставрацией трубок, до мастера, рядом с именем которого даже прилагательное «Великий» выглядит маленьким и скромным. И сегодня Сикстен Иварссон продолжается в работах огромного количества трубочных мастеров, чьи мастерские раскиданы по всему миру, что, как факт, своим появлением обязан тоже господину Сикстену Иварссону.

До встречи на страницах истории!

Smoker's Magazine | № 9 Сентябрь, 2013



Copyright Smokers' Magazine. All rights Reserved.