Джо Лэнкфорд, Seattle Pipe Club. In Memory
Материал создан на базе публикации Чака Стэниона на сайте SmokingPipes.
В круге близких нам по духу, по увлечениям людей есть те, кто на первый взгляд могут показаться вполне обычными, ничем особо не примечательными. Но чей размеренный, шаг за шагом, вклад в дело, которое мы все любим, достигает в итоге невероятной величины. Джо Лэнкфорд был одним из таких людей.. Его не стало 3 сентября 2022 года, но он оставил после себя огромное количество благодарных курильщиков трубки, проживающих в разных уголках света, и которые будут с большим удовольствием курить табачные смеси Джо, сделанные им для Клуба Трубокуров Сиэтла, вспоминая его теплыми словами. Из таких смесей, пожалуй, пару можно выделить отдельно, как безусловных фаворитов среди курильщиков – это Plum Pudding и Mississippi River.
Лэнкфорд начал делать свои первые табачные смеси еще в 70-х, когда владел небольшим магазинчиком в Додж-Сити в Канзасе. Грянувший вскоре экономический кризис вынудил Джо оставить этот бизнес и вернуться в профессию рисовальщика и иллюстратора. Тем не менее, любовь к курительным трубкам и табаку он нес в своем сердце до конца жизни.
Коллекция трубок Джо Лэнкфорда была способна впечатлить любого. Особую слабость Джо питал к датским мастеровым трубкам. Чак Стэнион, описывая момент своего знакомства с Лэнкфордом, говорит, что они столкнулись, рассматривая датские трубки у одного из столов на Чикагской выставке где-то в середине 2000-х. Познакомились, разговорились обсуждая лежащие перед ними трубки. И Чак пишет, что был сражен наповал, увидев трубки, которые Лэнкфорд «просто захватил с собой на выставку, чтоб курить».
Это были трубки Иварссонов, Хоновича, были там и S. Bang. Чак клянется, что видел там работы всех мастеров «первого эшелона». Преимущественно, конечно же, датских. За каждую из них, говорит Стэнион, он готов был отдать половину своей коллекции! А Джо тем временем, непринужденно выбрал одну из сумки на тридцать трубок, набил и, как ни в чем не бывало закурив, продолжил беседу.
По форме трубки были подобраны со вкусом. Это были, наверное, лучшие образцы работ каждого из мастеров. Однако, внешний вид трубки, форма, имя мастера – это хоть и было важно для Джо, но не являлось определяющим фактором. Он был в первую очередь курильщиком и, если какая-либо из трубок курилась так, как того от нее ожидал Джо, он без сожаления прощался с ней, какое бы клеймо на ней ни стояло. Комфортность курения и качественные характеристики трубки, как инструмента для потребления табака, были для Лэнкфорда первостепенными.
Seattle Pipe Club
— Мы все многогранны и многослойны – говорил как-то Мэтт Газз (Matt Guss), основатель клуба в Сиэтле и близкий друг Джо Лэнкфорда. – Знакомясь мы будто снимаем с человека внешние слой за слоем, узнавая его все больше, погружаясь в его мир все глубже. Это чем-то похоже на луковицу. Мне очень повезло, что я знал Джо одним, когда мы только познакомились, и смог увидеть его совершенно другими глазами, когда мы стали друзьями. И, конечно же, когда он стал знаменитостью. Теперь каждый, кто курит табак Seattle Pipe Club, может считать, что тоже немного знаком с Джо Лэнкфордом.
— Мы познакомились в 2002 году, на самой-самой заре существования нашего клуба. Я тогда мало какими знаниями в этой предметной области обладал. Мой бюджет на покупку новой трубки для себя составлял 5 долларов и трубка для меня тогда представлялась не более, чем деревяшка с двумя отверстиями. Зачем кому-то платить за нее больше? После встречи Джо мое мнение сильно поменялось.
В свое первое посещение собраний клуба Джо принес с собой несколько трубок S. Bang. Ну, как несколько? 25 или 50. Или около того. Мэтт говорит, что был просто ошеломлен видом этих работ. Шокированы были все. При этом, ни тогда, ни в период своей известности, Джо внешне не производил впечатление какого-то «знатока-эксперта» или «замороченного коллекционера дорогущих трубок». Он всегда был открытым и легок в общении. Многие при знакомстве думали, что он простой, добродушный фермер или какой-то типичный представитель рабочего класса.
— У каждой из трубок Джо была своя история и он охотно делился ей, когда доставал очередную трубку из сумки. Я как-то раз спросил его, – говорит Мэтт – рассматривая одну из них, сколько такая может стоить, и был сражен его ответом. Это определенно было несколько больше, чем пять долларов.
Однако, до своих первых посещений клуба, Джо был человеком довольно закрытым, избегавшим общения. Но любовь к трубкам и желание больше общаться на эту тему изменили и его самого. А вскоре в клубе узнали, что Джо время от времени экспериментирует с табаком, делая собственные смеси. Он рассказывал, что много и часто курил компоненты смеси по отдельности, чтобы понять характеристики каждого из них: то, как они ведут себя во время курения, их вкус, фактуру. Все, что поможет ему понять и сами моносорта, и то, как они будут вести себя в купаже с другими компонентами. Лэнкфорд перепробовал множество вариантов и различных сочетаний, счет идет на сотни, но от всех он отказывался, пока, наконец, на свет не появилась смесь, получившая название Mississippi River.
Рассказывая о том, как к нему пришла идея создания Mississippi River, Лэнкфорд говорил, что перепробовал множество вариантов, но все они были провальными. И вот однажды, он проснулся посреди ночи с новой идеей. Записав ее, Джо пересмотрел записи утром на свежую голову и понял, что – да, это то, что нужно! В дальнейшем, табак Mississippi River готовился по рецепту, пришедшему к Лэнкфорду во сне, никаких изменений в него он уже не вносил.
Мэтт Газз часто говорит о том, что никогда не встречал таких скромных, щедрых и невероятно талантливых людей, каким был Джо Лэнкфорд. Он приносил свой Mississippi River на встречи клуба и щедро делился табаком со всеми, кто желал попробовать. Люди курили, восхищались вкусом смеси и, конечно же, спрашивали о том, как же можно заполучить хотя бы немного этого лакомства. «Без проблем!», – тут же отвечал Джо, – «Я вернусь домой и приготовлю для каждого».
Так он и поступал. Возвращался после встречи домой, составлял у себя на кухне смесь, относил ее в гараж, где находился созданный по его проекту в слесарной мастерской пресс для табака. После выдержки паковал в вакуумную тару и раздавал всем, кто просил. Естественно, люди хотели его поддержать и как-то отблагодарить за его труд и отзывчивость, на что Лэнкфорд неизменно отвечал: «Вы мне ничего не должны, это же подарок!».
Таких просьб становилось все больше и Джо не отказывал никому. Глядя на то, что у Джо уже фактически ни на что не остается времени, кроме как готовить для своих одноклубников табак, Мэтт, как глава клуба, собрал всех и сказал: «Давайте решим, кому и сколько надо табака, закажем целую партию на какой-нибудь фабрике и перестанем годнять Джо из кухни в гараж и обратно». Так и поступили.
Но, как обычно, когда все закончилось, то нашлись люди, которые не слышали, не успели или что-то там не срослось, но очень бы хотели тоже получить Mississippi River, Но суть этого клубного проекта как раз и заключалась в том, чтоб сделать один раз на всех и освободить Джо от необходимости снова самостоятельно смешивать табак
На помощь вновь пришел Расс Ауллетт, работавший тогда в Pipe and Cigars, и который готовил первую партию Mississippi River. По его мнению, смесь получилась отличной и коммерчески перспективной. Он приготовил еще партию Mississippi River и часть ее пошла на реализацию в Pipe and Cigars.
Потом появился Plum Pudiing, потом еще и еще, и еще… Успех не был мгновенным и поначалу табак под маркой Seattle Pipe Club вызывал некоторое недоверие у людей, но сейчас среди курильщиков трубки, пожалуй, не найдется такого человека, кто не относился бы с почтением к мастерству блендинга Джо Лэнкфорда.
В своих интервью Джо говорил, что когда создает новую смесь, то она сразу готова. Нет какой-то настройки, доводки, «тюнинга». Он либо принимает этот вариант, либо переходит к следующему. Такой его подход Мэтт Газз сравнивает с тем, как писал музыку Бетховен. Будучи совершенно глухим, но обладая поразительными мастерством и «мышечной памятью» на ноты, у Бетховена не было необходимости слышать музыку – он просто знал, как она будет звучать.
Джо был как раз таким композитором, художником-блендером, отлично знавшим те инструменты, с которыми работал. Составив рецепт в уме или записав его на листе бумаги, Джо знал, что в трубке этот табак будет вести себя так же, как того хотел автор.
В течение последних лет здоровье Джо сильно пошатнулось. И чем дальше, тем сильнее становились проблемы. Но об этом мало кто знал и мало, кто догадывался. Ведь, когда ты общаешься с Джо, то понимаешь, что нет на свете более веселого и жизнерадостного человека. И даже не думаешь, что там, за его улыбкой, где-то внутри уже начался обратный отсчет и времени на то, чтобы пообщаться, остается какое-то совершенно ничтожное количество…
Джо Лэнкфорд был спокойным, скромным человеком и очень талантливым. Он охотно делился опытом и своими знаниями со всем, кто того желал. Его табачные смеси подарили курильщикам трубки многие часы наслаждения вкусом хорошего табака. К сожалению, новых смесей от Джо Лэнкфорда уже не будет, но у нас есть Mississippi River и Plum Pudding, есть Deception Pass и Seattle Evening. Мы будем курить их и вспоминать его с благодарностью. Такого обычно необычного Джо, который спокойно, со скромной улыбкой сделал нашу жизнь лучше.