Сигарные банты: история появления
Каждому из нас с детства хорошо известна пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Эта пословица в полной ее мере применима и к сигарам. Красивыми сигарными бантами можно любоваться часами – среди них встречаются действительно произведения искусства. Сигарный бант – это своеобразная визитная карточка сигары, которая к тому же привносит в образ сигары особенный штрих. Сигара без банта выглядит раздетой и хрупкой. И очень часто создатели уделяют банту сигары отдельное, повышенное внимание. Ведь именно по банту сигары, сознательно или бессознательно, создается первое впечатление о незнакомой сигаре. Сигарное декорирование уже давно и плотно привлекает внимание к себе, и в этой среде уже есть свои иконы стиля. Вспомните хотя бы герб Romeo y Julieta, увешанный медалями H. Upmann или известный флер-де-лис Montecristo – они узнаются сходу, с полувзгляда.
На самом деле, история появления сигарных бантов окутана легендами. Одна из таких легенд, например, гласит, что императрица Екатерина Великая, будучи известной поклонницей табака, требовала. Чтобы ее сигары, перед тем как они будут переданы ей, были обернуты полоской шелка, дабы не пачкать пальцев. Еще одна легенда рассказывает нам похожую историю, которая могла произойти в Лондоне, где некие джентльмены, не желая запачкать своих белых перчаток, оборачивали свои сигары в лист бумаги или ткань. Нельзя с полной уверенность сказать, что эти легенды абсолютно правдивы, но и исключать их, как невозможные, тоже не стоит. В конце концов, подобные истории вполне могли иметь место.
Реальная же история сигарных бантов началась в середине девятнадцатого столетия, и положил начало ей голландец по имени Гюстав Бок, проживающий на Кубе. Он занимался как производством собственных сигар, так и их реализацией. И для того, чтобы дифференцироваться от своих конкурентов, он начал клеить на каждую из своих сигар бумажные банты с собственной подписью. Идея оказалась настолько удачной, что была тут же растиражирована буквально всеми. К 1855 году уже практически не оставалось ни одного производителя сигар, кто бы ни маркировал свои сигары бантами. Сигарный бант быстро стал символом престижа и разделяющей чертой, за которой оставались кустарные производства. Впоследствии банты стали украшаться наградами, которые получали сигары на тех или иных мероприятиях. Сигарные банты стали украшать всевозможными геральдическими элементами, с целью наглядно продемонстрировать высокий класс производства и качество, достойное королей.
Упомянутый нами выше бренд Montecristo своей маркой нам рассказывает целую историю. Флер-де-лис на их бантах – это французский символ, традиционно представляющий королевские регалии и принадлежность к королевскому роду в художественном воспроизведении. Этот знак также отдает дань известному роману Александра Дюма – «Граф Монтекристо», окуная нас в историю Франции XIX века с ее тайнами, интригами и сценами мести.
Роль сигарных бантов практически не изменилась с середины девятнадцатого столетия, банты по-прежнему призваны показать уникальность и элитизм сигар. Помимо того, что каждый элемент сигарного банта тщательно продумывается, само крепление банта на сигаре требует пристального внимания, точности и немалого мастерства. Все банты на сигарах должны крепиться на одной высоте, не должны спадать и при этом не должны портить покровный лист сигары при удалении банта. Вся эта работа проделывается вручную.
Развитие технологий печати произвело настоящий фурор в области создания сигарной упаковки и сигарных бантов в частности. Стало широко применяться тиснение латунной позолотой как на коробках, так и на самих сигарных бантах. Сигарное оформление все больше и больше перемещалось в область чистого искусства. Так, например, в 1879 году в типографии «Heppenheimer & Maurer» 22 художника трудились полный рабочий день над созданием уникальных сигарных упаковок. Геральдические элементы, узоры, вензеля подчеркнутые массой декоративны деталей появлялись на коробках сигар повсеместно. Наибольшее развитие этот вид прикладного искусства получил в период с 1878 по 1915 годы и этот период известен как «Золотой Век».
Но несмотря на то, что «Золотой Век» закончился, внимания к сигарным бантам не стали уделять меньше. И благодаря этому вниманию к бантам со стороны производителя, сигарные банты нередко становятся объектом коллекционирования. Существует даже международное сообщество таких коллекционеров – International Label, Seal and Cigar Band Society.
Сигарными бантами производители дифференцируются от конкурентов. Внутри производства сигарные банты разделяют различные линейки, и даже форматы сигар. Сегодня сигарные банты, помимо того, что являются своеобразным идентификатором, способны рассказать нам короткие истории перед тем, как мы снимем их с сигары и раскурим ее. И последнее также является частью истории сигарного банта…