История. Курительные трубки Sasieni

Среди коллекционеров курительных трубок, впрочем, как и среди простых курильщиков, английские трубки пользуются особой, если не сказать, нежной любовью. И в этом ряду, казалось бы, исключительно английских имен, таких как «Dunhill» или «Barling», выделяется даже на слух еще одно имя – «Sasieni». Из английской классики трубки «Sasieni» - и есть сама классика, но даже при этом курительные трубки «Sasieni» остаются, пожалуй, самыми недооцененными и продаются зачастую куда ниже их реальной стоимости. Хотя и здесь возникает довольно большая разница в цене между коллекционными экземплярами и простыми хорошими трубками, которые еще можно приобрести по привлекательным ценам, притом что трубки, выпущенные в период с 1919 по 1979 годы, считаются лучшими из того, что делалось в Англии, и даже среди них встречаются очень разные экземпляры.

Курительные трубки Sasieni | Фабрика

История марки «Sasieni» начинается, как это ни странно, на «Charatan», куда молодой человек по имени Джоел Сасиени (Joel Sasieni) пришел устраиваться на работу на рубеже XIX и XX веков. К сожалению, сейчас в большинстве случаев невозможно установить точных дат, но одно известно точно – этот молодой человек, начав трудиться подмастерьем, работал очень усердно, достигнув в итоге должности одного из ведущих мастеров производства курительных трубок.

В один из ничем не примечательных туманных лондонских дней в дверь господина Сасиени постучали и на пороге возник видный и представительный джентльмен. Он улыбнулся, отчего его лицо с немного раскосыми глазами стало немного комичным, не потеряв при этом своей привлекательности и добродушия, и Джлоэл пригласил его пройти внутрь. Между этим джентльменом и господином Сасиени состоялась беседа, содержание которой и длительность остались неизвестными, после чего загадочный джентльмен покинул общество Джоэла Сасиени, пожав ему руку и оставив его в положении полной задумчивости и даже легкого недоумения. После этой беседы Джоэл Сасисени был вынужден покинуть производство «Charatan» и, известив об этом руководство компании, господин Сасиени неспешно собрал свои вещи, покинул апартаменты, которые тогда занимал, и направил свои стопы от Прескот Стрит (Prescot Street) в сторону магазина на Дюк Стрит (Duke Street). Быть может, даже насвистывая веселую мелодию себе под нос…

Как многие, наверное, уже догадались, что тем загадочным джентльменом оказался ни кто иной, как сам мистер Альфред Данхилл, который смог сделать Джоэлу Сасиени то предложение, от которого последний не смог отказаться. В 1910 году Джоэл Сасиени приступил к работе в компании Альфреда Данхилла, заложив технологические традиции производства курительных трубок «Dunhill». Организовав производство, Джоэл проработал на фабрике «Dunhill» девять лет, пройдя путь от ведущего мастера до управляющего фабрикой. Безусловно, карьера Джоэла Сасиени была успешной, его путь от подмастерья до управляющего одной из ведущих трубочных мануфактур Англии многим мог показаться вполне достаточным для того, чтобы, наконец, успокоиться и немного передохнуть. Ведь на раскрытых страницах книги, посвященной истории становления производства курительных трубок Англии, осталось место еще для одного имени, и Джоэл Сасиени взял кисть и широким, размашистым подчерком стал вписывать в эту книгу свое имя.

Курительные трубки Sasieni | ПроизводствоКурительные трубки Sasieni, производство, 1960 год. | Фото: PipePages.com

Посвятив много лет развитию производства таких именитых марок курительных трубок, как «Charatan» и «Dunhill», и во многом приняв непосредственное участие в формировании этих имен, Джоэл Сасиени открыл, наконец, собственное производство курительных трубок в 1919 году. Овладев широким спектром навыков на производстве трубок «Charatan», Джоэл внедрил этот опыт в компании Альфреда Данхилла. Усовершенствовав свои навыки и получив огромный опыт управления производством, Джоэл Сасиени справедливо полагал, что сможет в полной мере воспользоваться лучшим из того опыта, что вынес за все эти годы с двух самых именитых производств того времени. Более того, он полагал, что сможет лучшее сделать еще лучше! Да, Джоэл Сасиени был оптимистом. Но не только оптимизм направлял Джоэла вперед, не только опыт, полученный им в работе на «Charatan» и «Dunhill», двигал им. Каталог, выпущенный компанией «Sasieni» в 1936 году начинался со слов: «Пять поколений семьи Сасиени посвятили свою жизнь изготовлению курительных трубок. Весь наш труд был положен на понимание бриара, работы с ним, понимание курительных трубок, их курения и их курильщиков. И полученный на протяжении всех этих лет опыт позволил нам перевести изготовление курительных трубок из простого ремесла в ранг искусства…». Пять поколений! Обладая опытом поколений своей семьи, а также опытом, полученным при работе на «Charatan» и «Dunhill», Джоэл Сасиени собрал в себе просто невероятно концентрированную смесь традиций, знаний и опыта. Разве не обрекало это его на успех?

Но, к сожалению, судьба любит испытывать людей на прочность, и практически сразу, как только господин Сасиени организовал и запустил производство, здание фабрики сгорело почти до основания, но испытание свое Джоэл прошел с честью и, заново перестроив производство, продолжил свою кампанию по производству курительных трубок.

Курительные трубки Sasieni | КаталогКурительные трубки Sasieni | Каталог, 30-е годы. | Фото: PipePages.com

Джоэл, конечно же, прекрасно понимал, что одним из залогов успешного курения трубки является сам бриар. Хотя поклонение хорошему рисунку бриара еще только приобретало первые оттенки «религиозного фанатизма», связь между качеством бриара и качеством курения для Джоэла была очевидна. Стоит ли упоминать, что первые несколько лет работы господин Сасиени собственноручно отбирал блоки и лично осуществлял приемку готовых трубок? Причем количество этих «первых лет» точно перешло порог в два десятка. Немало внимания Джоэл уделял и вопросам обработки бриаровых блоков и стаммелей. Одним из первых экспериментов, которые провел на своем производстве господин Сасиени, стал опыт с температурной выдержкой и даже выпечкой бриара. В то время, когда большинство мастерских использовали обычный сезонированный, высушенный на воздухе бриар, Джоэл Сасиени стал ставить эксперименты с сушкой бриара в печах, что, по его мнению, должно было избавить древесину от «внутренних соков» и, как следствие, от посторонних негативных привкусов. В течение шести недель бриаровые чаши выдерживались в духовых шкафах и периодически с них стирали тряпками выделения. По истечении этого срока стаммели осматривались на предмет растрескивания и «выжившие» чаши после тщательного досмотра отправлялись в производство. Полученный таким образом бриар был легок, звонок и курительные трубки из бриара, прошедшего сушку в печах, давали поразительно сухое курение.

Еще одним ноу-хау Джоэла Сасиени было сезонирование бриара под «концентрированными» лучами солнца. Трудно сказать, когда именно этот опыт был внедрен на производстве, но к началу 30-х годов двадцатого столетия он уже использовался. Бриаровые блоки помещались в специальные «тарелки» – изделия из стекла с криволинейной поверхностью, что позволяло сконцентрировать на каждом квадратном сантиметре поверхности блока лучи солнца. Такого вида обработке блоки подвергались на протяжении нескольких недель, и бриар в достаточной мере получал энергию и тепло солнца. Со слов господина Сасиени, это помогало естественным путем вывести из бриара горькие масла и соки с максимально возможной глубины без угрозы порчи самого блока. Именно этим процессом Джоэл объяснял проявление сладкого привкуса у своих трубок при первых их курениях. И уже после этих «солнечных ванн» бриар отправлялся в духовые шкафы, где проводил положенное ему время, избавляясь от оставшихся в нем «соков». Вряд ли кто из известных нам производителей курительных трубок достиг таких высот в области обработки бриара, каких достиг Джоэл Сасиени, хотя экспериментировали с этим все. И порой описания этих экспериментов могли занять достойное место в научно-фантастических романах Жюля Верна. Хотя результаты большинства опытов больше напоминали похождения барона Мюнхгаузена...

Многоточие…

Курительные трубки Альфреда Данхилла известны (в том числе) и своей лаконичной белой точкой на мундштуках. Поначалу роль этой точки отводилась лишь в определении «пространственного местоположения» мундштука, то есть просто указывала, где его верх, что помогало точно и быстро ставить мундштук на место. Это было очень удачное и своевременное решение, выделявшее трубки «Dunhill» из общего ряда английских курительных трубок. Лишь несколько позже эта точка стала одним из символов компании.

Курительные трубки Sasieni | Sasieni 4 DotКурительные трубки Sasieni | Straight Grain, четыре точки вверху мундштука. | Фото: PipePages.com

Джоэл Сасиени также понимал привлекательность этого решения, но, видимо, не считал его чем-то непосягаемым. К тому же не исключена вероятность того, что к появлению этой точки на мундштуках трубок «Dunhill» причастен и сам господин Сасиени. По причине ли того, что эту точку Джоэл считал и своим решением тоже, или же просто потому, что хотел внедрить удачное решение на собственном производстве, но так или иначе, мундштуки своих трубок Джоэл Сасиени начал маркировать светло-голубой точкой.

К этому времени белая точка Альфреда Данхилла уже обрела свою популярность, оставаясь до этого времени единственной в своем роде. И такого удара в спину, да еще и от своего же, пусть и уже бывшего, сотрудника Данхилл не ожидал. Конечно же, подобный поворот событий руководство компании не очень обрадовал, и «Dunhill» пригрозили Джоэлу обращением в суд. И руководство компании даже сделало это, но всю прелесть английской юридической системы очень хорошо описал еще в свое время Чарльз Диккенс, и после всех судебных разбирательств трубки «Sasieni» с одной точкой на мундштуках продолжали выпускаться для рынка Европы еще много лет.

Но законы США, где трубки «Sasieni» были представлены в начале двадцатых годов и встречены с немалым интересом, не были столь «лояльными». Трубки «Dunhill» оказались представлены на американском рынке немногим ранее, и представителям компании удалось обосновать принадлежность белой точки к имиджу продукта, после чего суд США принудил «Sasieni» внести соответствующие изменения. И они были сделаны – теперь голубая точка располагалась не сверху мундштука, а сбоку. Но таких трубок было выпущено не так много и сегодня они имеют очень высокую коллекционную ценность.

Так, во много благодаря адвокатам «Dunhill», родилась одна из самых известных трубочных маркировок ХХ века – не менее лаконичная, чем «точка Dunhill», но позволяющая четко дифференцироваться от «старшего брата», тем более, что настало самое время не просто выйти из тени, но и начать отбрасывать свою собственную. К тому же, новая маркировка позволяла точно разделить трубки, идущие на американский рынок, от курительных трубок, предназначенных для продажи на территории Европы (точки сверху – для Европы, точки сбоку – для США). Итак, с этого момента «Sasieni» стали выпускать курительные трубки, где на мундштуках красовались четыре аккуратные светло-голубые точки, расставленные в вершинах воображаемого удлиненного ромба.

Курительные трубки SasieniSasieni Eight Dot «Bedford» (слева), Sasieni Eight Dot №44 (1926 год, справа) G.L. Pease Collection | Фото: GLPease.com

Эта новая маркировка была встречена американцами на «Ура!». Трубки с этой маркировкой, продаваемые под лозунгом «Трубки исключительного качества курения», подняли уровень продаж трубок «Sasieni» настолько, что он едва поспевал за уровнем производства. В 30-х годах двадцатого столетия более 90% выпущенных на производстве «Sasieni» курительных трубок были проданы на территории США!

Но американцы – народ беспокойный. Четыре точки на одной стороне мундштука – это великолепно. Но почему пустует вторая сторона? Американцам показалось совершенно неприемлемым такое бездарное расходование пространства, и импортер буквально потребовал что-то с этим сделать. На «Sasieni» откровенно безрадостно встретили эту инициативу, но рынок – есть рынок, и на фабрике стали выпускать курительные трубки с восемью точками – по четыре с каждой стороны мундштука. И сегодня «Sasieni Eight Dot» так же являются одними из самых ценных коллекционных трубок «Sasieni».

Редкость этих трубок объясняется тем, что «Sasieni Eight Dot» выпускались довольно короткий промежуток времени и этот же факт позволяет датировать трубки пусть не до года, но достаточно точно. Будучи представленными впервые на рубеже 1920-30 годов, «Sasieni Eight Dot» выпускались до начала Второй мировой войны. Перебои в поставках, как материалов на фабрику, так и продукции самой фабрики «вовне», внесли существенные коррективы в объемы производства. К тому же нанесение этих точек было процессом весьма трудоемким. Эти точки ставились так же, как и точки на «Dunhill» – в просверленные углубления в мундштуках вставлялся фрагмент тонкого стержня светлого пластика. То есть это фактически инкрустация, требующая особого внимания и точности. Маркировка мундштука четырьмя точками занимала немало времени, что уж говорить про восемь…. Нельзя сказать, что на «Sasieni» боялись труда, но подобные трудовые и временные затраты на изготовление маркировки в военное время не были оправданы и от выпуска «Sasieni Eight Dot» пришлось отказаться. Хотя наличие восьми точек было своего рода «маркером оригинальности», так как изготовить аккуратную подделку было делом очень сложным, из-за чего сам смысл выпуска подделок просто пропадал. Из-за сложности операции стоимость курительных трубок «Sasieni Eight Dot» была выше, чем трубок с четырьмя точками, хотя все, что их отличало – это лишь количество точек.

Первые годы после войны также несли компании свои перемены. В 1946 году не стало господина Джоэла Сасиени и руководство «Sasieni» перешло в руки его сына Альфреда. Он оказался достойным преемником, под его руководством компания вновь расправила плечи. Примерно в это же время на производстве стали маркировать четырьмя точками и чубуки трубок для поддержания стиля компании и демонстрации престижа марки. Было введено много новых форм и линеек выпускаемых трубок. Но, несмотря на популярность трубок «Sasieni Four Dot», компания вывела на рынок несколько «секондов» – суб-брендов: «Mayfair», «Fantail», «Olde English», и «Friar». Для производства этих трубок использовался хороший бриар, тот же, что и для выпуска курительных трубок «Sasieni», но по ряду причин не прошедший контроль качества, а значит не пригодный для выпуска трубок топ-класса. Как правило, трубки «сэкондов» имели шпатлевки и не обладали выдающимся рисунком волокон бриара.

Но была введена и промежуточная линейка трубок «Sasieni» – «Two Dot». С двумя точками выпускались трубки, которые по некоторым качественным причинам не были достойны нести на себе четыре фирменных точки, но и были «недостаточно плохи», чтобы падать до уровня суб-брендов. Звучит немного утрированно, но «Sasieni Four Dot» должны были оставаться совершенными трубками. Если на этапе контроля качества у кого-либо возникала хоть капля сомнения в совершенстве досматриваемой трубки, количество точек понижалось до двух. Отбор качества был довольно жестким и обладатель трубки с двумя точками мог получить (а зачастую – и получал) великолепную трубку с отличными характеристиками, и до конца так и не понять, какова же была причина того, что трубка не стала «четырехточечной».

Альфред Сасиени оставался во главе компании 33 года, вплоть до 1979 года, и эта дата стала судьбоносной для марки курительных трубок «Sasieni» – сын основателя компании продал производство, при этом Альфреду было предложено сохранить за собой пост директора компании. Новыми владельцами стала Группа Южноафриканских Инвесторов и возглавляющий ее Ян Чейз (Ian Chase). Поначалу все выглядело очень даже хорошо, в партнерстве с новыми владельцами «Sasieni» возобновили выпуск курительных трубок «Eight Dot», которые изготавливались в гладком светлом финише. Это были крупные трубки, чубуки которых украшались золотыми кольцами. Трубки, как и их упаковка, были украшены всевозможными «рюшечками», что должно было подчеркнуть элитарность вновь выпущенной серии. Таких трубок было выпущено порядка ста штук и Альфред Сасиени в общем-то не был против самого факта переиздания старой серии, но он был человеком старой закалки и с большим трепетом относился к традициям, в том числе и производственным. Первые недопонимания начались тогда, когда новые владельцы стали внедрять в производство новомодный акрил в качестве материала для производства мундштуков, и господин Сасиенни был в корне не согласен с тем, что этот материал может хоть в какой-то мере сгодиться на замену привычного эбонита, несмотря на некоторые имеющиеся недостатки последнего. После того, как новые владельцы, не спросив мнения или совета у человека, чьим именем маркировались трубки, и чье имя на протяжении вот уже многих десятилетий оставалось гарантом качества курительных трубок, выпустили серию трубок с десятью точками на акриловых мундштуках, Альфред Сасиени, не проронив ни слова, оставил свой пост, покинув компанию.

И хотя перемены в производстве были значительными, Ян Чейз все же старался сохранить если не репутацию, то хотя бы ее ауру вокруг производства курительных трубок «Sasieni». К тому же для производства трубок на первых этапах «Переходного периода» использовался бриар еще из старых запасов, но трубки этого периода уже не представляют особой коллекционной ценности. Да и разница в качестве изготовления курительных трубок, выпущенных до того, как Альфред Сасиени продал компанию, и после, была и остается очевидной.

Post-Transition

Вдоволь наигравшись в «английскую классику» и «наприкасавшись к истории», новые владельцы, потеряв интерес, выставили компанию на продажу. Очередным владельцем стал Джеймс Рассел (James B. Russell), и передача прав и владений новому собственнику состоялась в 1986 году. У господина Рассела, похоже, были свои взгляды на ведение бизнеса и хранение таких полумифических понятий, как «честь», «традиции» и прочее, не входило в его планы и первое, с чего он начал, – для строительства нового снес все старое.

Его не очень-то заботило вхождение в сегмент продуктов «премиум-класса» и он фактически ликвидировал суб-бренды, выпускавшиеся «Sasieni», объединив их все в линии «Four Dot». То есть, то, что еще совсем недавно в качественном плане и рядом не могло находиться с этими трубками, теперь гордо несло на себе четыре голубых точки, посверкивая медалями в виде шпатлевок всех цветов, форм и размеров. Подобное стремление оправдывалось тем, что Джеймс Рассел хотел поскорее вернуть вложенные в покупку компании средства, продавая под маркой со сложившейся репутацией, выраженной во вполне конкретной стоимости трубок, все, что попадает под руку. Но резкое падение качества курительных трубок «Sasieni» вызвало такое же резкое снижение интереса к ним со стороны покупателей. И вместе с качеством вниз поползли и цены на эти трубки. Такого даже Ян Чейз, внесший немало изменений в производство, не мог вообразить в самых страшных своих кошмарах.

Курительные трубки Sasieni | 5 DotКурительные трубки Sasieni | 5 Dot, современное производство | Фото: Torchez.ru

Трубки этого периода действия компании не просто не имеют коллекционной стоимости, но и как трубки, в принципе, остаются малоинтересными. Хотя, конечно, и среди трубок, выпущенных в этот период, можно отыскать неплохие экземпляры, но для этого придется перебрать немало трубок удручающего качества.

Дальнейшее развитие компании проходило сравнительно безвестно и только лишь по той причине, что курильщики трубок попросту потеряли интерес к изделиям этой фирмы. Так продолжалось до тех пор, пока компания не перешла под управление детища Адольфа Оппенгеймера – холдинга «Cadogan Investments». Сложившееся положение дел в компании «Sasieni» вряд ли можно было уже чем-либо испортить и с новым приобретением перед руководством раскинулось широкое поле для экспериментов, хотя и изрядно поросшее сорняком. Одним из первых «волевых решений» нового руководства было выведение на рынок старой-новой серии «5 Dot», которым (решением), возможно, они хотели сказать, что компания начинает возрождаться. И что теперь трубки в качественном плане не будут сваливаться в одну кучу. Конечно, современные трубки еще далеки от хай-грейда, но, будем надеяться, их качество станет день ото дня расти, и может мы еще станем свидетелями рождения термина «Новая английская классика».

До встречи на страницах истории!

Smokers' Magazine | № 7 Июль, 2013