— Этот трехголовый пёс охраняет врата между миром живых и миром тех, кто... любит в табаке присутствие большого количества Ориенталов.

Цитата месяца: Torchez

Наши люди: интервью с Андреем Штином

Наши люди: интервью с Андреем ШтиномВ русскоговорящем сегменте трубокуров Андрей известен давно. Являясь одним из модераторов крупнейшего тематического ресурса, Андрей привлекает к себе внимание, прежде всего своими энциклопедическими знаниями и знаниями в области выращивания табака, производства табачных изделий и знаниями в смежных областях, в частности. Но «выманить» его на беседу не так-то просто – Андрей очень немногословен и тут сразу же вспоминается поговорка про краткость и ее брата. Однако в те моменты, когда Андрей говорит, его невозможно не слушать. С ним можно соглашаться или не соглашаться, спорить или не спорить, но не слушать невозможно. Иногда безапелляционный тон его ответов заставляет собеседников «махать шашками», но как он сам однажды сказал (за точность цитаты не ручаюсь): «Я высказываю прописные истины, описанные и переписанные множество раз в различных источниках. Я не вижу здесь предметов для спора. Если Вы считаете иначе – перечитайте все, возвращайтесь и тогда мы снова поговорим». Кажется, что у него есть ответы на всё, есть даже те ответы, которых не существует. В природе этих ответов нет, а у него они есть.

От первого лица

Родился 2 августа 1971 года в г. Горьком. Все бабки во дворе ругали мою маму, что согрешила, Андреем назвала, а надо было Ильёй. Говорили, что всю жизнь мальчишке исковеркаешь.

Отец по выпуску из политехнического института получил распределение на работу в Пермскую область (г. Чусовой). Два года отработать по распределению – обязательная программа в те времена. Первые детские воспоминания именно с Урала. В те года строили новую часть города в тайге и двигали стройку на сближение со старой частью города. Посреди леса вырубили места под две пятиэтажки красного кирпича, а над макушками сосен «восходило чёртово колесо». У отца была служебная «Победа» изумрудного цвета … ёжик цокает когтями по деревянному полу, соседские девчонки, ножик с жёлтой ручкой - воспоминания радужные.

Серьёзным событием стал перевод меня (с 6 класса начиная) в более сильную школу, чем на первых пяти годах обучения. Наша школа формально имела статус общеобразовательной, но когда-то была физико-математической. Этот уклон в школе не бросили, а, наоборот, преподавали по усиленной программе. С первого по пятый класс я учился не напрягаясь, не думая об оценках – получалось само собой на 4 и 5. Но как только я попал в новую школу, я не то чтобы съехал на тройки … я съехал на нули и колы! Да, на нули! Такой оценки в других школах не знали, а у нас была. Ноль ставили в тех случаях, когда ученик не знал совсем ничего. Но этого мало. Если ты следом решил исправиться и получить «пять», то твоя честно заработанная «пятёрка» превращалась в «тройку», т.к. ранее ты получил «ноль». Много было всего в этой школе … учиться было тяжело в первую очередь из-за очень специфически настроенных преподавателей.

Именно эта школа стала для меня первой школой жизни: суровой, беспощадной, но, в тоже время, приучающей думать. Даже обучение и служба в ВМФ не показались столь суровым испытанием в жизни. Ко многому был готов именно благодаря школе.

Наши люди: интервью с Андреем ШтиномФото из семейного архива Андрея Штина.

В 1993 году закончил Тихоокеанское Высшее Военно-Морское училище во Владивостоке. Квалификация: корабельные средства связи. Но со службой не сложилось. Выходы в море были редкие, учения и того реже. Большая часть службы проходила в патрулях и караулах, но зачем это нужно, если на мне форма морского офицера. И я решил, что булочник, который не печёт булочек, становится дворником. Увольнялся по-плохому, с «треском», т.к. по выпуску из училища я обязан был отслужить пять лет.

На текущий момент занимаюсь эксплуатацией центрального оборудования сети мобильной связи «Скайлинк», но сеть понемногу сворачивается … видимо, опять придётся менять квалификацию. Хотя и не скажешь, что работы становится меньше, но уставшим легче возвращаться домой, где ждут жена, две дочери и кошка.

Наши люди: интервью с Андреем ШтиномНа встрече нижегородских и рязанских трубокуров. Фото из архива Андрея Штина.

— Здравствуйте, Андрей! Каков Ваш трубокурский стаж и что было в самом начале этого пути?

— Добрый день, уважаемые читатели! В самом начале пути был поздний вечер, табачный магазин около драматического театра и ощущение того, что должно произойти нечто новое. Свою первую трубку увидел сразу. Буквально: вошёл в магазин и, ещё не успев осознать, увидел. Карманы «вывернул под чистУю»! К трубке купил пару кисетов табака, чешский тройник, ершиков и домой пошёл пешком, т.к. денег хватило буквально в «ноль» – не осталось даже на проезд. Это было в конце ноября 2001 года.

На тот момент я уже знал некоторые сорта табака. Знал, что мне нравятся вирджиниевые сигареты. Например, HalfLife, Gitanes, бесфильтровый Camel. Поэтому когда я выбирал себе табак для трубки, то искал смеси на базе Вирджинии. Ароматизированных табаков мне не хотелось. Зачем курить клубничный табак, в то время как можно и поесть клубники, и покурить табак независимо друг от друга и получить удовольствие дважды. Но я хорошо отношусь к поверхностной, лёгкой ароматизации. Во всяком случае, вся история изготовления курительного табака, так или иначе, связана с избавлением потребителей от горечи и резкости табачной фактуры.

Покупка первой курительной трубки стала тем самым случаем, когда я начал разбираться в том, что есть табак трубочный.

— Как давно табак привлек Ваше внимание, как предмет для исследования? С чего это началось?

— Началось с того, что я вместе с мамой был на турбазе «Кристалл». Лето 1978 года. Мальчишке вроде меня было за счастье найти сигарету, а я нашёл. Не просто сигарету, а Ту-134! С фильтром! Самолёт на фоне голубого неба … Я забрался под перевернутую лодку и распотрошил сигарету на кусочки. Вот тогда я влюбился в табак! Нравилось всё: цвет, вид, запах, ощущение в руке… можно даже не курить. Это летнее утро как вспышка солнца в моём детстве.

Следующий «толчок» произошёл, как ни странно, во время табачного кризиса 1990 года. Курили тогда все и всё что попадалось. Меня этот кризис развернул в обратную сторону: большинство курильщиков беспокоились о том, чего бы покурить и не особо разбирались что именно (лишь бы денег хватило), а мне подумалось, что может быть табак лежит у меня под носом, но я его не вижу. Если уж охотиться, то не за банкой с окурками на рынке. Так оно и оказалось. Действительно, стоило выбраться в город при первом удобном случае, как в пустующем табачном ларьке был обнаружен самокруточный табак Drums Zware Shag вдвое дешевле «цыганских» сигарет. Через неделю я стал обладателем уже десяти кисетов этого табака, истратив на него всю стипендию целиком. Именно тогда я прочитал на кисете о том, что смесь составлена из табаков Вирджиния и Кентукки. Сразу же пронеслась мысль, что неплохо бы посетить библиотеку. Надежды на какие-то материалы о табаке в библиотеке Военно-Морского училища не было, но, всё же, небольшую книгу мне выдали. Из неё и стало ясно, что табак это табак, а махорка – это махорка.

— С чем это было связано –природная пытливость ума или в этом присутствовал профессиональный интерес?

— Я не профессионал. Интерес чисто любительский. Правильнее назвать это предрасположенностью. Все первые встречи с табаком происходили случайно, я их не планировал. Возникала тяга, которую осознаёшь позже. Та самая тяга, которая заставляет действовать сначала по интуиции, а уж только потом осмысленно.

— С Вашей легкой руки в лексикон курильщиков трубки вошло множество различных терминов, которые сегодня воспринимаются как общепринятые. Также Вы еще не так давно регулярно делились результатами своих экспериментов, в том числе из области «полезных советов трубокуру», некоторые из которых сейчас также воспринимаются, как «народные методы». Сейчас Вы практически не делитесь подобным опытом. Вы просто перестали экспериментировать? Или все, что можно и интересно уже сделано и этот этап считается пройденным?

— Наверное, табачным экспертам, блендерам мои «эксперименты» показались бы смешными, что не далеко от истины, так как приходилось «изобретать велосипед». Отечественный рынок не даёт возможности купить различного табака для смешивания. Нет традиций, нет производств элитной табачной продукции, то есть буквально приходилось самому закупать набор табаков для смешивания у тех же «Cornell & Diehl», делать настойки из трав и прочее. Всё это больше похоже на шаманство. Поэтому назвать такую деятельность «экспериментами» у меня язык не поворачивается – это удовлетворение собственного интереса в познании свойств табака. Мне мало просто начитаться статей и книг – надо пробовать. В этой приятной возне с табаком нет конечной цели, так как, даже если возникнут какие-то полезные наработки, то применить их некуда. Плюс ко всему, жизнь в России заставляет больше работать и меньше зарабатывать, то есть времени заниматься «табачными делами» становится всё меньше. Таковы реалии.

Наши люди: интервью с Андреем ШтиномМладшая дочь Андрея Влада (слева) и девочки, Элина и Влада, вместе. Фото из семейного архива Андрея.

И ещё. Не представляю, как донести до людей всю эту «табачную возню». Я понимаю, что можно вести блог в ЖЖ, выкладывать фото и ролики сутки напролёт, но для этого нужно не работать. С другой стороны, все свойства табака, правила их смешивания, сочетания компонентов известны очень давно и надо ли всё это заново «открывать» для людей..? Думаю, нет. Если делать, то уж делать профессионально, в виде готовых табачных смесей.

Есть, на сегодняшний день, великолепные табаки от Грегори Пиза – отличный результат тонкого чутья табаков, понимания табачных смесей. Поэтому, глядя на столь великолепные результаты, я не говорю о табаке как эксперт … чистое любительство.

— Можете ли Вы на страницах нашего журнала поделиться собственным опытом, рассказать о каком-либо эксперименте, результаты которого, быть может, произвели на Вас самое сильное впечатление? Может простотой получения положительных результатов, а может чем-то еще.

— Да! Впечатляющий результат был! И ещё какой! Было это лет 10 назад. Я заказал 100 грамм табака Samuel Gawith Black XX. Когда я попробовал его закурить, то был буквально ошарашен его вкусом, то есть большим количеством соуса и ароматизации. С другой стороны, я был уверен, что курить этот табак нужно как есть, ничем не разбавляя. Сначала я думал оставить его для подмешки в другие табаки. Попробовал – результат меня не удовлетворил. Тогда я решил, хотя бы частично, избавиться от его мощного запаха. Пробовал проветривать и сушить Black XX естественным способом, но и это не помогало. Тогда я решил запечь этот табак в духовке с той целью, чтобы разогреть табак. Я подумал, что в разогретом виде табак должен более активно отдавать свои ароматы. Разогрел духовку градусов до восьмидесяти, поставил на нижнюю полку посудину с водой, чтобы табак не пересох, и четыре часа он грелся. Примерно, треть своей ароматической мощи табак отдал и, наконец, этот табак стало возможным курить, но это был не главный результат. Основным было то, во что превратилась кухня. Занавески и мебель в кухне насквозь пропитались «сказочным» ароматом табака. На потолке появился тонкий слой налёта костяного цвета. Даже штукатурка на стенах пропиталась мощным запахом Black XX! Вот это был результат!

— Хочется задать вопрос, который напрашивается сам собой: пробовали ли Вы самостоятельно выращивать табак? Каким был этот опыт?

— Конечно, пробовал. И в парнике, и в открытом грунте. Результат? Выросли высокие растения с листьями несколько меньшего размера, чем хотелось. На выходе – нормальная скелетная Вирджиния, которая подошла бы для дешёвых сигарет. Всё что я делал – поливал табачные растения раз в неделю, отламывал лишние побеги растения. Вот и всё. Получить лучший результат на глинистой, кислой почве, я думаю, не получится. Нужно заниматься агротехникой более плотно.

— Наверняка Вы много экспериментировали с готовыми компонентами для составления табачной смеси. Поделитесь результатами? Есть ли возможность предложить читателям фирменный рецепт от Андрея Штина?

— Мне нравится смешать 5-6 видов Вирджинии, выдвигая одну из них на передний план, и заправить всю смесь сладкой настойкой трав на виски. Хорошенько перемешать приправленную табачную смесь и поставить на водяную баню часов на 12. После приготовления дайте табаку подышать воздухом: разложите его на листе бумаге, но не дайте высохнуть. А далее следует самая сложная часть процесса – ожидание. Табаку надо дать отстояться хотя бы две недели, а лучше 2-3 месяца.

— Наверняка, на этом пути были ошибки и разочарования. Можете рассказать о них и предостеречь тех, кто только еще собирается начать свои эксперименты в области смешивания табака?

— Для первых экспериментов можно пойти самым простым путём. Взять готовую смесь, например, Mac Baren «Virginia №1», выкурить трубку с ней как есть, и запомнить вкус и характер табака. А потом погреть эту смесь на водяной бане часов 5-6. Дать подышать воздухом, отстояться и снова пробовать.

Ещё один бюджетный вариант: 500 гр. погарской Вирджинии, кисет погарского Кентукки и виски с мёдом для подслащения. Готовить так же как и «Virginia №1».

Если вам удастся купить табаков для смешивания, которые прошли только сушку, то не увлажняйте их водой, т.к. табак скорее всего заплесневеет. Лучше всего сделать сладкую спиртовую настойку.

Не нужно пытаться жарить табак в духовке, если нет термометра для контроля температуры. Не пробуйте делать сразу же сложных смесей. Особенно в тяжёлых сочетаниях. Например, Ориенталы, Латакия, Кентукки, Берли, Перик. Начните с простого.

Любителям «пенсионерских» микстур хочется сказать, чтобы не сваливали в одну кучу все табаки подряд. Табачная смесь получается чаще всего некурибельной. Заведите хотя бы три банки для ароматиков, латакиевых и натуральных смесей.

— Но все же свои эксперименты в области блендинга имеет смысл начинать с подробного изучения предмета. Можете ли Вы порекомендовать мне и читателям нашего журнала какие-либо книги, отдельные статьи илиинтернет-ресурсы, которые помогли Вам и смогут помочь любознательным трубокурам расширить свой кругозор и углубить свои знания о табачном листе?

— Подробно изучать блендинг можно только непосредственно на производстве или при личном общении с профессионалами. Иначе никак. Та отрывочная информация, что попадает в открытую печать, Интернет недостаточна. Опыт каждого блендера уникален.

Обязательно прочтите публикацию В.Смирнова «Дело табак!». Несмотря на то, что автор назвал её «Об изготовлении любительского табака», материал в этой публикации изложен правильно и профессионально. Для начала, в ней есть всё о выращивании, типах сушки, хранении, немного о правилах смешивания табака. Бумажный вариант этой публикации можно найти в архиве журнала «Сделай сам» № 5 за 1993 год. Архив журнала «Сигар Клан»: география табака, процессы сушки и ферментациии.

Для расширения кругозора стоит прочесть книгу В. Маркевича «О табаке вообще и в малоросии в особенности». Москва. Университетская типография. 1853 год.
Вот несколько интернет-ссылок:

Ссылки на ГОСТы наверное давать смысла нет, т.к. каждый желающий может осуществить поиск по фразе «гост табак и табачные изделия». Да, будут ссылки на сигаретные ГОСТы, но суть процессов определить помогут.

— Ваш трубокурский опыт вызывает уважение и восхищение. Нашли ли Вы тот самый «свой табак»?

— Свой табак я никогда не искал. Когда я выкурил первый десяток трубок мне уже было понятно, какие табаки я буду курить.

— Какие табачные смеси являются любимыми на сегодняшний день?

— Это табаки Грегори Пиза. Особенно его вирджиниевая линия. В них сочетается и качественное сырьё, и разнообразие смесей, и артистический подход к своей работе.

— Спасибо большое за интервью, Андрей! По традиции, хочу спросить: дадите ли Вы напутствие нашему журналу и скажите ли несколько слов его читателям?

— Вам, как редактору журнала, желаю неугасимого интереса к трубочно-табачной тематике и щедрых спонсоров и рекламодателей.

Читателям хочется пожелать всех человеческих благ и хорошего табака в любимой трубке.


Torchez Tobacco & Pipe Magazine | №7 Ноябрь, 2012



Copyright Smokers' Magazine. All rights Reserved.